Ну что ж, мои хорошие, давайте поговорим о Боге…

Только здесь и только сегодня – потому что мало что может заставить человека вспомнить о нем самому, просто так. 90% свечей в церквях ставят больные люди, одинокие старушки, на чьи квартиры уже разевают рты дальние родственнички, да набожные студенты перед сессией. Последние предпочитают икону святым Кириллу и Мефодию. Уж вы мне поверьте, мои хорошие.

Так вот, давайте все же пересилим потомственный свой атеизм и поговорим о Боге. Даже напишем его имя с заглавной буквы, несмотря на проповедуемый компьютерными играми и киноиндустрией политеизм. Сиречь многобожие, если популярно.

Религиеведение и философия – это всего лишь два разных подхода к пониманию Бога. Это выглядит со стороны так: два человека очень похожей внешности входят с завязанным глазами в лабиринт и каждый из них примерно раз в пятьдесят лет кричит радостно: «Я! Я знаю!». Философ при этом раскидывает мозгами во все стороны, и, как сказал бы психолог, выпячивает эго. Духовное же лицо напротив, скрывает свое эго (а равно и комплексы – примечание психолога) за рясой и – нередко – бородой, но оба движутся в том же направлении. Несомненно, когда-нибудь дойдут. То есть, дойдем.

А несмотря на их наивность, я все же безумно уважаю их. Потому что они движутся. Они заставляют себя вспомнить о Боге – да что там вспомнить – вообще не забывать о нем. Это – да простится мне такое богохульное наречие – чертовски тяжело.

Итак, думая, что он что-нибудь нащупал, философ засыплет окружающих умными словами, не забывая при этом хорошенько отэгоцентрировать собственные речи. Люди этого не любят. Вы действительно верите, мои хорошие, что Сократа осудили по доносу сварливой жены? Да он банально надоел афинянам своей мудрой простотой, под которой все равно все сложно.

Религиевед же непременно облечет свою «находку» в притчу, поучение. Это как в басне – присутствует мораль, круто замешанная на религии.

Вот вам проблема – Библия. Это не Бог, это, если хотите – методичка, пособие, учебник. Я бы даже сказал – учебник по истории, из которого можно сделать бесчисленное количество правильных и неправильных выводов. Тора, Коран и прочие Хорошие Книги грешат тем же. Нет, неверно выражаюсь – грешат читатели, а не книги. Книги просто предлагают нам знание, в наших силах проанализировать его и отвергнуть – либо принять. Таким образом, не следуйте слепо букве, но духу – это сказал не религиевед и не философ, а переводчик и детский писатель «Корней Чуковский в своей книге «Высокое искусство». Дельный совет, мои славные, всегда беспристрастен и является плодом слияния рационального и духовного.

В университетском курсе логики учат кругам Эйлера. Это способ выразить соотношения между предметами, понятиями и всем-всем-всем графически – при помощи кругов, которые при пересечении образуют смежные области или входят друг в друга. Так вот, если бы пришлось выражать Бога при помощи кругов Эйлера, это выглядело бы так

 

Отдельные религии, очевидно, поражены в той или иной степени узостью мышления. Если отрезать большую часть этого идеального круга, получится полумесяц – символ мусульманства. А остальных, как известно, «отрезанных», они считают неверными.

Крест делит человечество на сектора и закрывает их друг от друга, несколько затрудняя понимание Бога христианами. Более того, внутри самого креста христианская часть человечества разорвана на конфессии, что мешает ей воссоединиться и понять.

Звезда Давида – о, ее можно трактовать не только как языческий символ, но и как деление круга на множество частей. Евреи есть в каждой стране, многие из них исповедуют иудаизм, и все же при всей их богоизбранности не евреем единым жив Бог. Он в каждом из нас, но только непременно во всех сразу.

А если дорисовать этому кругу лучики, о самые маленькие из моих хороших, получится Солнце – древний Бог язычников, такой полезный для всех и каждого – без исключений.

Философ, глядя на эту статью, презрительно пожмет плечами, священник нахмурит брови. Читатель, будь умнее. Иди по лабиринту своей души с развязанными глазами, впитывай каждый шаг, каждую шероховатость. И тогда очередной поворот непременно приведет тебя к Богу. Там мы все встретимся и посмеемся над гипотезами, которые выдвигали на нашем догом пути. И ОН – Он посмеется вместе с нами, как добрый друг и товарищ.

Владимир Греков

Коментування вимкнено

  • Я звичайно вибачаюсь пане Володимире, але ви вже надто скептично і критично оцінюєте у вашій фантастичній статті представника духовної інституції і філософа. Якщо ж пішля мова про Бога, тоді виникає до вас перше запитання: дайте визначення поняттю “Бог”. Складається таке враження, що ще трішки таких закидів і ви може перетвористися в агностика )