Другая отличительная особенность вишнуизма – собственный взгляд на смысл жизни верующего. Если в других течениях индуизма провозглашается стремление освободиться от привязанности к земному (мокша) или слияние с верховным Брахманом, то сторонники вайшнавизма стремятся заслужить вечную жизнь в особом духовном мире, находящемся за пределами видимого иллюзорного мира (майи). В качестве способа поклонения Вишну и его аватарам (воплощениям) вайшнавиты применяют в первую очередь распевание мантр, повторение их как вслух, так и про себя.Таким образом, вишнуизм – это развитое монотеистическое учение, основанное на поклонении единому божеству. Однако он остаётся сугубо национальной конфессией, как и большинство индийских религий. Вайшнавизм делится на множество ответвлений, одно из которых под названием Гаудия-Вайшнавизм распространилось и в западном мире. На это есть свои причины.
Название течения происходит от провинции Гаудадеша в Древней Индии, на территории которой в наше время расположены Восточная Бенгалия и Бангладеш. Поэтому Гаудия ещё именуется «бенгальским вайшнавизмом». Проживавший в этой провинции Чайтанья и был тем реформатором, который создал новое учение. Его «каноническое» жизнеописание изобилует традиционными чудесами и сверхъестественными явлениями, такими как непорочное зачатие самого Чайтаньи. Гораздо интереснее социальная философская подоплёка его учения.
В отличие от других течений вайшнавизма, приверженцы Гаудии считают «первоисточником» всего сущего не Вишну, а Кришну и его верную супругу Радху. Вишну же отводится роль одного из главных аватаров – воплощений Кришны. Попросту говоря, две сущности как бы «поменялись местами». Но не это главное. Учение Чайтаньи игнорировало сословные и кастовые предрассудки и распространялось на представителей всех классов. Больше того, оно стояло выше и национального разделения.
Приверженцы Гаудии-Вайшнавизма на западе больше известны как кришнаиты. Они объединены в «Международное общество сознания Кришны», созданное в США индийским проповедником Бхактиведантой Свами.
Кришнаиты признают перерождение душ, но не считают это явление чем-либо порочным. Наоборот – для них это универсальный закон жизни: «дэвы» с каждым разом перерождаются в более развитых существ, последним из которых является человек. Он же благодаря способности к «духовному совершенствованию» имеет возможность попасть в Голоку – священную обитель самого Кришны.
Кришнаиты заслужили среди ортодоксальных христиан, да и не только их, репутацию жестокой секты, воздействующей на разум и чувства человека. Первые озабочены тем, что внешне организация напоминает христианскую церковь, но в её учении отсутствует понятие греха, добрых и злых поступков, «божьего суда». Все остальные критикуют кришнаитов за учение о том, что достичь «спасения» можно лишь распеванием мантр, «полной преданностью» Кришне и исполнением воли наставников. Данная религия не заостряет внимание на вопросах нравственности и морали, а объединяет множество людей, так сказать, ради самого процесса объединения; при этом то, что творится внутри организации, остаётся тайной для непосвящённых.
АРНО