Впервые идеи, схожие с бхакти, появились еще в Ригведе, однако на тот момент были только прообразом. Влияние истории мудреца Васиштхи нельзя считать однозначным подтверждением того, что именно религиозные тексты Ригведы стали основанием для развития бхакти-йоги. Куда большее влияние на формирование идей бхакти оказали упанишады, особенно их часть, известная как Шветашватара. Данный текст был написан более 2,5 тысяч лет назад, и именно в нем впервые появилось само слово бхакти. Оно обозначало высшее почтение к Богу и учителю – свами. Первым божеством, на почитание которого была направлена система бхакти-йоги, был Васудэва, однако постепенно эта личность в религиозных верованиях объединилась с личностью Кришны.
Ключевым текстом, оказавшим влияние на развитие бхакти, стала Бхагавад-Гита. Здесь бхакти провозглашается как наиболее эффективная и простая методика восстановления изначальной любви к Богу. Вся книга представлена в виде беседы между Кришной и кшатрием Арджуной. Воин и правитель принимает Кришну как своего учителя, а тот раскрывает ему все философские и практические основы преданного служения. В настоящее время Бхагавад-Гита стала основным религиозным текстом для всех людей, практикующих бхакти-йогу.
Большинство современных направлений бхакти сложились благодаря деятельности известного религиозного реформатора Чайтаньи, жившего на рубеже XV – XVI веков. По сути, он воплотил идеи, которые уже долгое время зрели в Бенгалии и были озвучены многими известными религиозными поэтами того времени. Поклонение Кришне стало более экзальтированным, именно Чайтанья стал учредителем санкиртаны как одного из наиболее эффективных методов бхакти.
В чем заключается бхакти-йога?
Для восстановления взаимоотношений с Богом необходим наставник, принадлежащий к парампаре – это цепь преемственности, по которой знание передается от учителя к ученику. Последователи бхакти верят, что родоначальником парампары был сам Бог.
Суть практики бхакти-йоги – в осознании того, что причина всего происходящего в жизни и самой жизни – Бог, а душа человека – маленькая частица Бога. Вернуться в состояние изначальной любви к Богу человеку мешает Майя – иллюзия материального мира, которая заменяет дремлющую любовь к Богу мирскими устремлениями. Практика бхакти направлена на то, чтобы избавиться от влияния Майи, сосредоточив все свои мысли и чувства на Боге. В этом помогает практика преданного служения, позволяющая постепенно изменять образ жизни и образ мышления.
Алексей Д