Необычные способности человека
(ясновидение, телепортация, некромантия и др.)
Обладатели уникальных талантов нередко использовали их во зло. Еще в древнегреческих мифах упоминаются сладкоголосые сирены, своим пением заманивающие моряков и предающие их лютой смерти. А вот некроманты умеют работать с мертвой материей, но это, как правило, запретная часть темной магии, вызывающая у рядовых волшебников страх и неприязнь. Например, Таня Гроттер в одноименной франшизе испытывает к влюбленному в нее некроманту некоторое влечение и одновременно отторжение, поэтому в конечном счете выбирает простого юношу, не обладающего порочным обаянием.
Специфические источники.
Частенько авторы описывают в своих произведениях некие объекты, из которых все персонажи черпают магические силы. Например, в серии «Колесо времени» Роберта Джордана фигурирует так называемый Истинный Источник, являющийся поставщиком Единой Силы. Он разделен на женскую и мужскую половины, но осквернен Темным и потому приводит своих адептов к безумию. В романах Вадима Панова «Тайный Город» существуют целых три магических источника, которыми пользуются три расы нелюдей – навы, люды и чуды, причем каждая семья – только своим.
Особые локации.
Нередко для того, чтобы обрести способности к колдовству, героям эпосов приходится пройти некие испытания, инициацию. В «Хрониках Амбера» таковым является прохождение Лабиринта, требующее от посвященного большой концентрации, напряжения всех сил и умений, и получается это далеко не у всех. Новый дар позволяет прошедшему путешествовать между мирами. В трилогии Дяченко «Ведьмин век» инициация проходит менее болезненно, но превращает простую девушку в ведьму. Она наделена могуществом, однако творит зло, забывая себя прежнюю.
Истинное имя.
Всем известны, как минимум, две серии, в которых истинное имя человека, животного или предмета играет наиважнейшее значение для магического воздействия. Это «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин и «Хроники убийцы короля» Патрика Ротфусса. В обоих циклах существуют специализированные школы, где ученики запоминают истинные имена, а также учатся их создавать (наряду с прочими дисциплинами, такими, как целительство, управление стихиями и пр.)
Сила крови.
Конечно, речь о вампирах, чаще всего появляющихся в городском фэнтези. Как известно, эти существа мертвы и энергию для жизни и магии они получают из свежей крови. Классический вампир не выносит солнечного света, может превращаться в летучую мышь, боится чеснока и серебряных пуль. Однако нынешние авторы от этих канонов отступают. Так, главный вампир современности Эдвард Каллен из «Сумерек» живет в красивом доме, учится в обыкновенной школе, ездит на Вольво, хоть и умеет быстро бегать, а солнечные лучи всего лишь делают его кожу блестящей. К тому же почти все новомодные вампиры практически неуязвимы.
Магические предметы
(посох, волшебная палочка, плащ-невидимка и др.)
Одним из самых известных мистических объектов является кольцо Всевластия из «Властелина колец». Это опасная вещь, т.к. подчиняет своей злой воле того, кто им обладает. Также можно привести в пример Меч Без Имени из одноименной книги Андрея Белянина. Этот предмет обладал разумом, мог даже неопытного владельца превратить в грозного воина и отзывался на зов хозяина в любых ситуациях.
Артефакты.
Отличаются от волшебных объектов тем, что созданы человеком, а не появились из ниоткуда. Они не остаются статичными, их нужно заряжать, т.к. часто при использовании теряют силу и необычные свойства. Артефакты имеют свою историю, переходя из рук в руки и помогая осуществлять невероятные желания, но почти всегда требующие больших жертв от пользователя. В числе наиболее известных стоит вспомнить философский камень, который превращает железо в золото и дарует бессмертие. В связи с этим алхимики в литературе решают вопрос о том, нужно ли бессмертие вообще, ведь жить вечно вряд ли интересно, поскольку в мире все повторяется, а новизна ощущений пропадает.
Волшебные существа
(золотая рыбка, джинн, дракон, василиск, единорог, кентавр и др.) Драконы – самые мистические создания, причем часто в фэнтезийной литературе они могут превращаться в человека. Так, в романе супругов Дяченко «Ритуал» описана трогательная история любви человека-дракона и некрасивой принцессы, переродившая души обоих. Не реже упоминаются в фэнтези джинны. Иногда они уничтожают тех, кто их вызвал, но во многих случаях становятся им помощниками и друзьями. Всем известна история Аладдина и всемогущего джинна из лампы.
Алексей Д