Не случайно, именно в этот период зарождаются новые представления о мире, человеческом бытие, связи природы и всего живого, в частности немецкие романисты формируют четкие различия между понятиями культуры и природы. Природа подчинена закономерностям, законам причинности, все процессы происходят в результате необходимости. Ну а, если рассматривать культуру, как объект взаимодействия с человеком, то здесь важен принцип целеполагания.
Идеям Канта было суждено получить развития и продолжить жизнь в трудах великих философах: Фихте, Гегеля и Шеллинга.
Фихте – заложил фундамент к развитию диалектического мышления. Его процесс созидания – это система прогрессирующая и получающая развитие лишь в ходе деятельности. Необычным явлением в его работах, стало обращение к противоположностям, антиподам, как к двигателю прогресса. Фихте был убежден, что человеческое мировосприятие, сознание и разум открыты не только в процессе мыслительной деятельности, а природа – это лишь инструмент, позволяющий сделать человека свободным. Восхождение природы, по мнению Фихте, поступательно и, происходит от низших форм, переходя на более высокий уровень к высшим формам. Актуальной проблемой для философа стала оценка природного бытия.
Шеллинг – утверждает об идеализации природы, ее неприкосновенной сущности. В своих трудах философ опирается на систему единства противоположных природных явления и обозначает этот механизм термином – полярность. Полярность – это главенствующий принцип, который служит источником активности. В его трудах выделены основные виды полярности: кислотные и щелочные вещества (химия), торможение и движение (органика), заряды электричества положительные и отрицательные (физика). Нематериальная основа, по его мнению, это живой организм, жизнь. Шеллинг делает упор на том, что диалектика, которую Фихте открыл в человеческом сознании, также присуща и природным явлениям.
Гегель – полагал, что познание бытия и мира может осуществиться только путем логического мышления, главной формой которого является – понятие. Истинное бытие Гегель видел, как абсолютную идею – то есть вид мышления, который сможет преодолеть противоположности субъективного и объективного, это система, развивающаяся по собственным законам, общность, как материальных, так и духовных образований.
Алексей Д