Время проведения собора спорное.
Традиционно, это событие датируют 444 годом до н.э.
Началось все с разногласий между группой монахов-ваджжиев и старейшиной Ясой. Во время своего визита в рощу Махавана, старейшина узнал, что многие местные монахи нарушают 10 правил Винаи:
1. Хранение соли в роге оленя;
2. Вкушение пищи во второй половине дня;
3. Сбор монахами подаяния, уже после того, как они поели;
4. Совместное проведение церемонии Упосатхи с монахами из той же местности.
5. Возможность принятия решений на собраниях, если присутствуют не все члены общины;
6. Следование духовной практике, которую осуществляет наставник;
7. Употребление кисломолочных продуктов после полудня;
8. Употребление алкогольных напитков до начала их брожения;
9. Ношение покрывала, неподходящего по размеру;
10. Использование денег.
Самыми важными были вопросы о шестом и десятом правилах. В отношении десятого, нужно заметить, что по канону монахи не должны были брать подаяние деньгами, а только едой. Шестое правило затрагивало принципиальный вопрос: могут ли ученики подражать своему наставнику, если он не соблюдает полностью устав Будды.
Конфликт оказалось не просто уладить. Для этого требовалось единогласное принятие решения от всех членов сангхи (буддийской общины), а большая часть монахов не соглашалась с Ясой. Пришлось созывать собор.
Для этого был выбран город Вайшали. Он был достаточно крупным, чтобы вместить большое число монахов. Организовать собрание помогал царь Каласоки. Всего в нем участвовало 700 человек.
Общий смысл разногласий можно сформулировать так: обязательно ли исполнять все до единого положения Винаи, или допустимы некоторые послабления?
Консерваторы утверждали, что необходимо соблюдать всё учение целиком, без малейших изменений. Либералы же напоминали о том, что сам Будда перед смертью разрешил сангхе менять некоторые второстепенные правила.
Чем закончился этот собор, точно не известно.
По одной версии, монахи-ваджжии признали свою вину и правоту Ясы. По другой, ваджии не согласились с мнением большинства, и произошел раскол. Вторая версия более распространенная, и есть мнение, что с этого момента началось формирование двух буддийских школ – Стхавиравады (Тхеравады) и Махасангхики.
Алексей Д