Ученые пришли к выводу, что религия Алтая имеет много общего с другими верованиями и течениями XIX- XX веков.
Однако, как религия одной нации, бурханизм имеет собственные представления и обряды, присущие только жителям Алтая. На развитие религии сильное влияние оказали христианство и ламаизм. Поклонники бурханизма свято верили в Ойрот — хана, который придет на землю и будет судить грешников и неверных. После суда мир настоящий исчезнет и ему на смену придет другой – праведный и безгрешный.
Основу вероучения бурханизма составляют дошедшие из глубины веков мифы о пришествии мессии. И ускорить его приход на землю помогут длительные молитвы. Верховные служители говорили народу и о том, что нельзя верить черным духам, и почитать нужно бога Ак Бурхана.
В ожидании сошествия бога Ойрата верующие сооружали жертвенники, которые располагались высоко в горах.
Движение бурханистов зародилось и развивалось в непростых социальных условиях. В это время на Алтай двинули переселенцы, и назрел вопрос о разделении земель. Столкнулись православная церковь и новое течение бурханизм. Служители православия боялись, что многие алтайцы примут новую веру и уйдут от христианства.
Поэтому, бурханизм считали серьезным религиозным противником, и отношение к этой религии у православных было отрицательным.
В девятнадцатом веке существовал Устав о свободе в выборе веры, и поэтому православная церковь была вынуждена лояльно относиться к новой религии. В советское время, в период процветания атеизма, бурханизм стал более индивидуальным и принял форму национальной религии.
В настоящее время в России возродился интерес к «белой вере» и число последователей бурханизма увеличилось.
Алексей Д