Великий ученый тех времен аль-Джаузи сказал о нем: «Ахмад обошел этот мир два раза, чтобы собрать свой муснад». Этот сборник состоял из более, чем 30 тысячи хадисов.
Ахмад был одним из немногих, кто огромное количество времени уделял молитве. В день совершал 300 ракаатов, а после ударов 150 ракаатов.
Был имамом в 8 отраслях: хадис, фикх, язык, Коран, бедность, аскетизм, Сунна и отказ от запретного. Изначально имам Ахмад запрещал записывать его фетвы. Но их собрали его сыновья Салих, Абдуллах и некоторые ученики.
А другой студент аль-Хасан ибн Хамид сформировал усуль уль фикх имама Ахмада.
Следующим автором книг по ханбалитскому мазхабу был кадый Абу Яъля, а Муваффак Ибн Кудама написал 4 книги по фикху: «Умдат уль фикх», «Мукниъ», «Кафи» и «аль Мугни».
Главным наследием всех ханбалитов мира были члены семьи ибн Теймии. Начало положил их дед Абдусалям Мадж ад-Дин ибн Теймия. Он написал «аль Мукаррар филь фикх», потом изучать религию стал отец Абдульхаким ибн Теймия. После упоминается о внуке, Ахмаде Такъиюддине ибн Теймие, который был ханбалитом и в книгах около 600 раз говорит «наши соратники» (ханбалиты). В народе деда называют солнцем, отца звездой, а внука — луной.
Нельзя не отметить и автора таких книг, как «Фаваид. Полезные наставления», «Вабиль. Благодатный дождь прекрасных слов» ибн Каййима аль-Джаузия. Он тоже был ханбалитом в мазхабе, а его труды имеют огромную популярность среди мусульман.
Мусульмане, живущие в России, следуют не одному мазхабу, а нескольким. Например, изучают ханбалитский и шафиитский. Если в повседневной жизни встречается какой-либо вопрос, то обращаются к более сильному мнению шейхов. По мнению ученых такой путь не запрещен.
Возьмем пример совершения молитвы женщиной во время хайда. По ханбалитскому мазхабу женщина после очищения должна совершить ту молитву, которую она застала, восполнив и некоторые другие, в зависимости от времени, когда она очистилась. В других же мазхабах такое положение о молитве не упоминается.
Другой пример. Как известно, ребенку велено совершать намаз с 7 лет. Наказывать за оставление молитвы следует с 10 лет. Если ребенок стал совершеннолетним во время молитвы или в ее время, то он совершает ее заново (потому что сначала она для него была желательна, а затем стала обязательна). И ему нужно обновить тайаммум, если у него он имелся. Об этом говорится в главе о молитве книги «Зад аль Мустакни».
Алексей Д