Аристотель – это древнегреческий ученый, основоположник логики, энциклопедист.
Годы жизни Аристотеля — 384-322 годах (4 век до нашей эры).
Родился в районе Северной Греции, во Фракии, в Стагире, в семье медика, который служил при македонском царе. Аристотель хотел свою жизнь связать с врачебной деятельностью, поэтому его первое образование было связано с естественными науками. Что сыграло огромную роль в последующих воззрениях.
Аристотель в 17 лет пришел в Афины, где и получил в академии основное образование. Данную академию возглавлял Платон. Аристотель много общался со своим учителем, однако, в скором времени все же покинул платоновскую школу. После Афин, он жил в различных городах Малой Азии. Здесь он не только учил, но и проводил научные исследования в области биологии. Свой первый ликей (лицей) он основал в Афинах в 335 году. Это была перипатетическая школа. Там изучали не только физику, но и конкретные науки: историю, физику, астрономию, географию. Он любил читать лекции, прогуливаясь по дорожкам сада со своими учениками.
Воспоминания современников ясно дают понять, что Аристотель, кроме педагогической деятельности, вел также праздную жизнь. В истории, например, сохранился факт о том, что после недолгого преподавания в Афинах, он отправился к евнуху Гермию и породнился с ним. Далее говорится о том, что Аристотель влюбился в наложницу Гермия, а потом на ней женился. Он так ее любил, что преподносил ей немыслимые подарки, а Гермию написал и посвятил гимн.
Аристотель побывал также и в Македонии. Он воспитывал Александра Македонского – сына Филиппа. Во время обучения он имел на Филиппа некое влияние, воспользовавшись этим, он восстановил свой родной город. Ним же были написаны и законы для жителей. Когда Александр Македонский вырос, он не забыл о своем учителе. После походов – завоеваний, он приказывал, чтобы его старому учителю отправляли в Афины из завоеванных стран различные образцы животных и растений. Это и было ценным источником для исследований ученого.
Аристотель умер в возрасте 62 лет. Некоторые источники сообщают, что он выпил аконит и погиб не своей смертью. Его жизнь была весьма интересной, многому научился у других, много повидал, многих научил сам.
У Аристотеля было немало учеников, Феофаст – был одним из лучших. Психологические воззрения Аристотеля и его учение не пропали и не затерялись в веках, их использовали многие ученые – психологи не только в древности, но и в Средневековье и даже в Новом времени.
Его психологическое учение было основано на биологических фактах и их обобщении, что повлекло за собой преобразование главных принципов психологии развития, системности и причинности.
По мнению Аристотеля, душа – это форма реализации, приспособленного к жизни тела. Аристотель сделал вывод, что душу от дела отделить невозможно, что перечеркнуло все учения Платона (прошлое и будущее души, способы ее соединения с телом и так далее).
Аристотель также не принимал учения об атомах души, которые толкали другие атомы тела, что перемещало его в пространстве. Аристотель покончил с учением об одушевленности физических тел. Душа – это начало органической жизни, но не в целом материалистического мира. Спецификой этого начала считалась способность всех живых тел стремиться к цели и ее реализации.
По мнению Аристотеля, душа – это первичное, неразложимое понятие. Аристотель изучал общебиологические связи организма со средой. И при анализе процесса питания, он показал, что какой – либо физический процесс не может быть его причиной. Питание происходит с помощью внешнего вещества. Душа – это специфический способ усвоения внешних тел для живого организма.
Душа – это органическая система целесообразно работающая. «Если бы глаза были живыми, то их душой являлось бы зрение». Следовательно, душа была определена как энтелехия, целеполагающее начало. Душа организма, иными словами – это его деятельность. Аристотель выделял уровни способностей к деятельности. Выделенное Аристотелем, понятие о способности, стало важным новшеством, разделяющее возможности организма. Выделяли следующие способности функции души: вегетативную (имеющуюся у растений), чувственно – двигательную (присущую и животным и человеку), разумную (присущую только человеку).
Функции души, по мнению Аристотеля – это уровни ее развития. Поэтому идеи развития вводились в психологию как важный объяснительный принцип. Функции души были расположены как «лестницы форм» — здесь из низшей образовывается на ее основе более высокая функция и так далее. (Расти, ощущать, мыслить).
Аристотель, опираясь на принципы развития, пытался найти звенья, которые бы вели от одной степени к другой. Занимаясь этим поиском, он обнаружил область психических образов, возникающие без воздействия вещей на органы чувств (это память и воображение).
По мнению Аристотеля, мозг – это аппарат, а не орган психики, который охлаждает жар крови. Понятие «общее чувствилище» тоже принадлежит Аристотелю. Его корни уходят в область связей свойств среды с организмом (влажным и сухим). Его первая попытка определения физиологического механизма ассоциаций связана именно с этим. Он считал, что душа имеет способность восстанавливать следы прежних впечатлений и достижений, в том порядке, как это производилось внешними объектами.
Психологическое же учение Аристотеля имело биологическую направленность, в котором доминировали материалистические тенденции. Он полагал, что богатство идей мира воплощено в чувственно воспринимаемых, конкретных вещах, а раскрытие происходит только через земное общение с ними в процессе исследования. Он говорил, что ощущение – это то, что может принимать формы воспринимаемых предметов без материи, как воск принимает оттиск печати без золота и железа. Решение Аристотеля составляло современное представление о работе сенсорной системы.
До нашего времени дошли сочинения Аристотеля, которые сейчас принято делить на семь групп: логические, физические, биологические трактаты, сочинения о первой философии, этические сочинения, работы об риторике, поэзии, искусстве, исторические и социально – поэтические сочинения.
Богдан Куленко