Амидаизм

-ReligijaСудьба Амидаизма  интересна и загадочна.  Это  направление  буддизма возникло в Индии, получив там поддержку светских властей. Однако, вскоре,  практически исчез, оставив после себя богатейшее наследие   в виде исторических памятников и  литературных источников.  Но исчез амидаизм  не бесследно, он просто перекочевал в Китай, Корею и Японию, где получил широкое распространение.

Амидаизму принадлежит  интереснейшая теория спасения всех людей, независимо от национальности, образования,  социального  и имущественного положения.  В каждой  из стран, где присутствует  амидаизм,  идея спасения прошла свой путь развития.

Стоит заметить, что  идея спасения является универсальной для всех мировых  религий, но имеет различные интерпретации.  Следует отметить, что  в амидаизме  эта теория,    под влиянием национального характера и особенностей религии, приобрела отличительные черты.  Взаимодействие  с другими направлениями буддизма способствует некоторой трансформации  учения о Чистой Земле.  В японском  амидаизме ключевая роль отведена школе Цзинту.   Китайский амидаизм подогревали своими идеями  Хуэй Юань и Шань Дао.

Как известно, вера в бога – это лейтмотив  любой религии. В буддийских религиях  постепенно развивалась теория о том,  что Будда Шакьямуни не единственный.  Идея  множественности Будд широко отражена в литературе.  Наиболее  сильное влияние на эту теорию оказал  Будда Амитабхи.     В последние годы появилось много новых исследований,посвященных Чистой Земле и его владыке Будде Амитабхе.  Появившиеся публикации  раскрывали  учение Будды Амида, а также излагали его историю.

Несомненно, большую роль  в изучение амидаизма Китая сыграли  работы Е.И. Хантаевой.  Эти исследования опираются  на буддийские сутры в китайском переводе,  что особенно ценно. Автор работ  поднимает вопрос о происхождении школы Цзинту, а также углубляет  теорию учения, освещая истории   отдельных его последователей.

В условиях возросшего влияния амидаизма,  изучение данного направления буддизма приобретает иной масштаб, он воспринимается  как целостное  явление, которое нельзя делить на государства или отдельные регионы. Именно, такой подход к освещению этой теории  будет целесообразным  и принесет новое понимание буддийского учения о Чистой Земле.  Говоря о важности изучения амидаизма на Дальнем Востоке в целом, нельзя  умалять значение и особенность его  в отдельно взятом государстве, таком,  как  Китай, Корея или Япония.

 Алексей Д