Історія релігійХристиянство

Исследование вопроса танатогенезиса в контексте библейской танатологии: потенциальный танатокреационизм во свете Axioma Dei sanctitatis

ImmaculateАннотация: В настоящей статье поднимается, весьма насущная, богословско-философская проблема исследования вопроса генезиса смерти в контексте (религиозной) библейской танатологии.

Abstract: In the article rises, rather essential, theological and philosophical problem of research of the question of genesis of death in a context (religious) of Biblical thanatology.

Ключевые слова: смерть, теории происхождения смерти, библейская танатология, Аксиома Божьей святости.

Keywords: death, theories of the origin of death, Biblical thanatology, Axioma Dei sanctitatis

Введение

Откуда появилась смерть? Поиск ответа на этот глобальный философско-богословский вопрос, был актуален для представителей всех слоёв общества и просто завораживал мыслителей, как нашего времени, так и прошлого.  Сама же тайна смерти, до сих пор, стоит непреодолимым барьером перед любопытным сознанием умирающего человечества. Как заглянуть по ту сторону жизни? К каким свидетельствам более прислушаться? Религия, философия, мистика, история или медицина, а может быть практика «возвращенцев» с того света? Чьё именно свидетельство может стать «базовой кромкой» в богословском исследовании вопроса генезиса смерти?

Всё выше сказанное позволяет прояснить основную цель исследования, которое идёт путём предметного самоопределения систематической библейской танатологии, как новой дисциплины в богословии и влечет за собой попытку исследования Библейских текстов на предмет определения вопроса танатогенезиса, рассматривая потенциальный танатокреационизм во свете Аксиомы Божьей святости.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. Анализ современных богословских теорий о происхождении смерти;
  2. Герменевтический анализ библейских текстов имеющих отношение к танатогенезису;
  3. Рассмотреть принципы библейских аналогий связанных с танатогенезисом используя системно-параметрический подход;
  4. Разработать и предложить определенную богословско-философскую (герменевтическую) методологию, чтобы извлекать из Писания и систематизировать те доктрины которые связаны со смертью, согласно предложенной автором «Аксиомы Божьей святости».

Изложение материала. О танатогенезисе (от греч. Thanatos, — смерть и др.-евр. Genesis, – теории описывающей происхождение, возникновение), размышляют, говорят, спорят и пишут с незапамятных времён, а конкретнее от создания мира.

Рассматривая историю вопроса, мы можем столкнуться с тем, что в настоящее же время существует ряд богословских точек зрения на этот глобальный метафизический вопрос.

Вот, первая точка зрения. Она гласит: — Бог творец смерти, так же, как и творец жизни! То есть, здесь представлена идея танатокреационизма (от др.-греч. «Thanatos», — смерть и лат. «creatio», — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой смерть создана Творцом- Богом, утверждённая на принципе теодетерминизма (от греч. «Theos», — Бог и лат. «determinare» — ограничивать, определять) – учение о том, что все происходящее в мире сотворено и предопределено Богом. В основе этой точки зрения лежит библейское утверждение: «Все [весь, целый] чрез Него [Бога] начало быть [становиться; рождаться; происходить, совершаться; наступать, приходить], и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3), или «Всё было сотворено Им, ничто не сотворено без Него» (WBTC).

Вторая точка зрения. Это предположение, гласит: — Бог смерти не творил! Здесь представлена идея танатоинкреационизма (от др.-греч. «Thanatos», — смерть, от лат. «in» — не, и лат. «creatio», — творение) — теологическая концепция, согласно которой смерть не была создана Творцом-Богом, утверждённая на принципе антропологическо-этического детерминизма (от лат. «determinare» — определять) — учение о том, что смерть пришла в мир согласно выбора (определения) человеческой воли  (т.е. во всём виновен согрешивший Адам), в основе которого лежит библейское утверждение из неканонической книги Премудростей Соломона: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. 1:13-14), а так же на том, что «последний же враг истребится – смерть» (1Кор.15:26).

Третья точка зрения. Она говорит, как бы обобщая два предыдущих мнения, о том, что: — Смерть вошла в мир не по воле Божьей, а по Его допущению! Тут представлена идея потенциального (от лат. «potentia» — сила, возможность) танатокреационизма, утверждённая на принципе теотанатоиндетерминизма (от греч. «Theos», — Бог, др.-греч. «Thanatos», — смерть, лат. «in» — не, и лат. «determinare» — ограничивать, определять) – учение о том, что смерть не была предопределена Богом (но допущена), в основе которого лежат богословские труды Отцов Церкви и тематическое исследование Писания.

В этой статье будет рассмотрено только третье предположение основанное на идее потенциального танатокреационизма во свете Axioma Dei sanctitatis (Аксиомы Божьей святости).

Ретроспективный взгляд на эсхатологические аспекты танатогенезиса. В первых главах книги Бытие, мы видим описание некоего мёртвого пространства и бесформенной земли, которые наполнялись жизнью и светом. Само отделение «света от тьмы» (Быт.1:4), говорит о незавершённом процессе, кульминацией которого будет особое, новое состояние местообитания людей, о котором сказано: «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр.22:5). Мы видим описание Эдемского сада, как острова блаженства и идиллии в вечном общении человека с Богом. В благословении и повелении: «плодитесь [производите себе подобных] и размножайтесь [увеличивайтесь числом], и наполняйте землю [территориально занимайте целиком], и обладайте ею [имейте в своей собственности, господствуйте], и владычествуйте [это слово предполагает, что всё побеждённое враждебно или противостоит победителю, вынуждая его угнетать или принуждать его <…> творение не будет выполнять приказания человека просто и с готовностью, и что человек теперь должен подчинять его себе силой для прославления Бога [4, с.50]]» (Быт.1:28), мы видим указание на дальнейшее осуществление Божьего исторического замысла направленного на наполнение жизнью всей Земли, а не только Эдемского сада.

После вселенской катастрофы в Эдеме, видимое и практическое присутствие физической смерти (2Петр. 3:4б), говорит о том, что Жизнь ещё не пришла в окончательное, восстановленное состояние — «Всё во всём» (Еф. 1:23; 4:10; Откр. 7:15; 21:3; 1Иоан.4:13), и «ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено» (Евр.2:8). А сотворение жизни, которая не наполняла и пока не наполняет всё (Ис.25:8), на территории тьмы над бездною (Быт.1:2) уже является актом «потенциального сотворения» и смерти, как таковой.

Как мы видим, есть попытки свернуть всё на непослушного Адама, как запустившего механизм тления, забывая, к стати о том, что «сначала диавол согрешил» (1Иоан.3:8). Но это не даёт ответа на вопрос: Откуда появилась смерть? К тому же и сам апостол Павел, с большой уверенностью делает интересное, порядковое сравнение с перечислением «тварных» явлений и состояний, когда пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, <…>, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38,39).

Несмотря на то, что рассматриваемый нами вопрос весьма сложен для понимания, всё же можно придерживаться богословской гипотезы о том, что не было Божьего плана в сотворении смерти, но потенциально она присутствует в мироздании! Мы подходим к этому выводу, основываясь на том неоспоримом факте, что «Бог есть свет [жизнь], и нет в Нем никакой тьмы [смерти]» (1Иоан. 1:5), и что смерть допущена Им и подвластна Ему, как единственному источнику Жизни.

Axioma Dei sanctitatis (Аксиомы Божьей святости). Священное Писание описывает эту «Святую аксиому», так:

— Бог Свят, справедлив и не имеет ничего общего с нечистотой и грехом (Лев. 11:44; Лев. 20:7; Ис. 6:3);

— Он ревнитель святости и грозный Судия (Исх.20:5; 34:14; Втор.4:24; И.Нав.24:19 и т.д.);

— Он милостив и есть совершенная Любовь (Ин.3:16; 1Иоан.4:8).

Иоанн Златоуст, писал: «… вначале Бог сотворил человека не для того, чтобы он погиб, но чтобы шествовал к нетлению, так что и тогда, когда Он допустил смерть, допустил ее с тою мыслию, чтобы ты вразумлялся этим наказанием и, сделавшись лучшим, мог опять достигать бессмертия. Такова была воля и мысль Божия издревле, и от начала, и с таким определением Он создал первого человека; …» [1, с.82].

Когда речь идёт о смерти, многие люди в замешательстве, потому что воспринимают её в земных, искажённых, по-человечески ограниченных и чувственно-эмоциональных категориях. Вот к примеру: «Был человек — и нет человека! Где он? Он умер… Смерть это разлука, а разлука это горе. Следовательно, это зло. Как любящий Бог мог это допустить?». Наш же Бог «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6:16) оперирует совсем другими категориями, ибо Он «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38). Мы смотрим на физическую смерть как на ужас, разлуку и шаг в неизвестность. Бог же сморит на неё, как на естественный переход из одного состояния в другое, как на акт сохранения святости, или другими словами, гармонии вселенной. «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1Иоан.3:14). Т.е. всё, что меняет свои свойства и становится нечисто и грешно, тут же и неминуемо отторгается, сначала от общения с Богом, а потом и от сфер присутствия Божия. Т.е. грешник переходит из жизни в смерть, сначала духовно, затем физически, а в последствии и вечно. Изгнание из Рая (Быт.3:24), тому насущный пример. Этот закон вселенной является универсальным, т.е. он применим не только к физическим сущностям (людям), как «наказание за грех – смерть», «все согрешили и лишены славы Божией», но и к духовным сущностям (ангелам). Вот к примеру денница, сын зари [Диавол], «низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14:15), и «ангелов, не сохранивших своего достоинства, <…> [Бог] соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд.1:6). Сын Божий пришедший во плоти (духовно-физическая сущность) (1Иоан.4:2), когда грех и наказание мира было на Нём (Ис.53:5), так же не избежал его действия, так, как Бог «пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим.2:13). Христос на кресте взывает: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф.27:46). Далее по отношению к Церкви, «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:23): «Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:13). И так же: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:16).

На этот счёт, Миллард Эриксон писал: «Бог — Податель Жизни, а люди, которые мешают исполнению Его плана, проливая человеческую кровь, должны поплатиться за это собственной жизнью (Быт. 9:6). В том, что Он посылает смерть, выражается Его осуждение человеческого греха, нарушения нами Его замысла в отношении нас. Именно так обстояло дело, когда Бог послал потоп, чтобы истребить всякую плоть с лица земли (Быт. 6:13), когда произошло разрушение Содома и Гоморры (Быт. 19), когда были наказаны Корей и те, кто восстал вместе с ним (Чис. 16), а также во множестве других случаев наказания смертью. В каждом таком эпизоде смерти предавались люди, отходившие от Божьего плана» [2, с.863]. В данной статье мы не затрагиваем этический вопрос справедливости Божьей при смерти младенцев и святых людей, оставивших этот физический мир, но уже по плану Всевышнего.

Далее будет целесообразно использовать системно -параметрический подход в исследовании некоторых понятий и мест Св.Писания. 

Во-первых. Генезис смерти можно рассмотреть на основании свойств Бога – «ибо свят Я Господь» (Лев. 21:8). Формализуем это определение в рамках ЯТО. Пусть в данном случае символ S, будет означать «быть целостной системой». Предположим, что Бог, это определённый совершенный  «Предмет» с определёнными свойствами (святости) и определёнными отношениями (ревности), будет представлен, как (??t(t)?t). Тогда (??t(t)?t)S — «определённый совершенный «Предмет» является целостной системой». Всякое творение, произвольный объект (вещь – «А»), как часть системы, изменившее свои (свойства – «t»), т.е. потерявшее «святость», как обязательное условие пребывания в «Системе», автоматически отторгается из неё, тем самым теряя доступ к «источнику жизни». Т.е. умирает, или сказать иначе, изменяет (отношения – «t») с Творцом — (??t(t)?t). Пример: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу!» (Пс.72:27,28). «Ибо этот сын мой был мертв …, пропадал …» (Лук.15:24). Этот универсальный системный принцип, (Закон вселенной) можно назвать, — Axioma Dei sanctitatis (Аксиома Божьей святости), или — АDS. Следовательно, мы получаем:

(?t)SАDS = df {??t[(А*)?t]}(??t(t)?t).

Во-вторых. Исследуем место Св.Писания (Рим.8:38,39), используя системно-параметрический подход, Ап.Павел, пишет:

«Ибо я уверен, что

ни смерть, ни жизнь, (явления-состояния) — t

ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, (духовные личности)

ни настоящее, ни будущее, (хронометрические состояния)   

ни высота, ни глубина, (величины координат)

ни другая какая – (A), тварь – (it) (творение Божие)

                               не может отлучить – (iit) нас от любви Божией

во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38,39).

То есть, получаем, что [iit(*t, A)]it – «смерть», причислена к творению Божию, как первая хронологическая единица, а так же, явно видно, что смерть подвластна Богу. Рассмотренные формулы относятся к формализму, названному языком тернарного описания (ЯТО), поскольку синтаксис этого языка опирается на три категории: вещь, свойство, отношение, которые определяют структуру формул. Определенное, неопределенное, произвольное выражают значения отдельных символов этого формализма [3, с.21].

Итак, используя системный подход, мы можем прийти к выводам: Смерть – это состояние отделения или отчуждения от Бога – источника жизни во всех её формах. Смерть, предположительно может считаться потенциально «тварным» состоянием подвластным Богу.

Согласно предположений Уёмова:

(?A) Порядок = df (?A) { ([ ?A (*a) ]) t }, а (?A) Хаос = df (?A) { (([ ?A (*a) ]) t) F },

следовательно в нашем случае  — Совершенная система – Бог, это порядок или совершенная любовь. Несовершенная система – хаос, или совершенное зло.

Выводы:

Итак, рассмотрев общую картину данного исследования, мы можем констатировать тот факт, что современное изучение феномена смерти, противоречиво и не до конца исследовано в богословском ракурсе и именно исследования в области систематической библейской танатологии могут пролить свет на эту великую тайну.

Во-первых, существует три самые известные богословские точки зрения на глобальный метафизический вопрос танатогенезиса.   Первая точка зрения: — Бог творец смерти, так же, как и творец жизни! (Иоан.1:3). Вторая точка зрения: — Бог смерти не творил! (Прем. Сол. 1:13-14; 1Кор.15:26). Третья точка зрения: — Смерть вошла в мир не по воле Божьей, а по Его допущению!

Во-вторых, всё же можно придерживаться богословской гипотезы о том, что не было Божьего плана в сотворении смерти, но потенциально она присутствует в мироздании.

В-третьих, человеку весьма трудно проникнуть в тайну генезиса смерти, потому что он воспринимают её в земных, искажённых, по-человечески ограниченных и чувственно-эмоциональных категориях.

В-четвёртых, Бог сморит на смерть, как на естественный переход из одного состояния в другое, как на акт сохранения святости, или другими словами, гармонии вселенной.

В-пятых, согласно (Рим.8:38,39) – «смерть», причислена к творению Божию, как первая хронологическая единица.

В-шестых, смерть – это состояние отделения или отчуждения от Бога – источника жизни во всех её формах. Смерть, предположительно может считаться потенциально «тварным» состоянием подвластным Богу.

В-седьмых, познание (добра и зла) в совершенной системе хранит от состояния несовершенной системы и хаоса, а познание (добра и зла) в несовершенной системе (т.е. через запрет «не прикасаться» согрешив), приводит в состояние несовершенной системы (смерти или отторжения) с последующей перспективой войти в состояние абсолютного зла (вне «хроноса»).

В-восьмых, универсум нахождения в совершенной системе, только добровольное доверие и свободный выбор в любви. Любовь — доверие и послушание не предусматривающее познания (добра и зла) с последующей ответственностью совершенства сотворённый элементов (объектов) совершенной системы.

В-девятых, добровольный выход и следовательно отлучение возможно при изменении свойств элемента угрожающего гармонии совершенной системы, при чём, после выхода, этот элемент сам становится частью иной системы но уже не совершенной, т.е. совершенным злом.

В-десятых, всё что в хронологических системах координат, т.е. видимые физические объекты — имеют потенциал восстановления в совершенную систему или состояние гармонии. Всё, что вне хроноса или уже вне хроноса (при отсутствии святости) не имеет возможности восстановления, став абсолютным злом – ожидает вечного отторжения или состояния гиены огненной…

«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все» (1Кор.15:24-27).

Селецкий Сергей Георгиевич

докторант, соискатель Ph.D

 Христианский гуманитарно-экономический открытый университет (Одесса)

 Научный руководитель

 Павлюк Пётр Аркадьевич – екс-ректор Гуманитарной теологической Академии при ХГЭУ, доктор теологических наук, доктор служения, профессор, академик.

УДК 2-21:[128:2-172.2:236.1(236.4+236.6)]«2016»(07)

Список использованных источников:

  1. Златоуст. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского., т. 1.3 [Текст] / [Составление: Л.А. Голодецкого и С.П. Свистуна]. — СПб.: Издание С.-Пб. Духовной Академии, 1987. – 1466с.
  2. Миллард Эриксон. «Христианское Богословие», «Библия для всех» С-Петербург, 2002. — С.863
  3. Уёмов А.И. Системные аспекты философского знания. Одесса: Негоциант, 2000. — 160 с. – С.21
  4. Христианское мышление. Перевод с англ. – М: Мишн Поссибл. 1993. – С.50 (87с.)

Яка твоя реакція?

Радість
0
Щастя
0
Любов
0
Не завдоволений
0
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Історія релігій