Інтерв'ю

Интервью c санньясином Раманатхи Гири на тему: история и вероучение Всемирной Общины Санатана Дхармы, а также интерпретация индуизма в постсоветском пространстве.

Сегодня условно все крупные религии можно разделить на несколько видов. Это дхармические и авраамические религии, понятно, что существует значительное количество религий и традиций, которые не подпадают под эту классификацию, но все же абсолютное большинство жителей нашей планеты исповедует религии, которые имеют происхождение от этих двух видов.

Если мы будем рассматривать эти две системы может по своей сути они кардинально отличаются друг от друга, но если копать глубже, то практически все религиозные традиции ведут к одному Богу, но у каждого своя интерпретация. Мой вопрос заключается в следующем, почему на ваш взгляд в ХХ — ХХI веках столь массово популяризируются среди западного общества именно дхармические  религии? На ваш взгляд это кризис традиционных аврамических религий, или для людей дхармичние религиозные традиции более экзотические? Потому что сегодня в каждом практически городе как Украины,России, Белоруссии,  так и Европы, США,  есть разные центры медитации, йоги, Аюрведы.

Спасибо за интересный вопрос . Лично для каждого человека имеет значение не то, как у других, а то каким именно путем идешь ты сам. А каковы будут его корни имеет совершенно второстепенное значение. Ведь жизнь человека не так уж и длинна. Нужно многое успеть. И поскольку по своей сути источник един, то не имеет какого-то большого значения каким духовным путем ты следуешь. Главное — доплыть до берега Освобождения.

Интервью c санньясином Раманатхи Гири на тему: история и вероучение Всемирной Общины Санатана Дхармы, а также интерпретация индуизма в постсоветском пространстве.

Мы думаем, что это естественный процесс смешивания и диалога культур, возникший в конце 20-го века благодаря доступности путешествий и появлению интернета. Мир стал очень тесен и очень мал, и мы стали благодаря информационным технологиям ближе друг к другу.

Ив этом диалоге дхармичным религиям тоже есть что сказать нового и глубокого не только о Боге, но и о человеке, например, о чакрах, энергиях, тонких телах, реинкарнации, сознании, о строении вселенной. Ведические знания малых наук: аюрведа, джьотишь, ваасту стали доступны и интересны людям. Многих привлекает эта широта, глубина и новизна.

Но для нас интересна прежде всего мокша Дхарма – освобождающее учение, которое передается через священные тексты вед, Упанишад и наши коренные тексты, которые на территории Индии сохранились с древнейших времен и живая передача этого знания через святых мудрецов доступна, если у тебя есть кармическая связь с этими учениями и святыми.

Современные разнообразные сектоборцы и некоторые исследователи часто пишут, что индуизм невозможно принять, индуистом нужно родиться, ведь там по наследству унаследуется религиозная традиция родителей и каста. На ваш взгляд, можно ли быть традиционным индуистской без индийской этничности?

В некотором смысле — да. Мы родились в другой культурной и духовной среде. Тем не менее согласно статистике порядка 0,1% в России в той или иной степени активно интересуются или следуют индуистским течениям, школам, традициям. Духовный выбор ведь делается не по крови, а по духу. Именно душа делает выбор. А душа это весь накопленный в предыдущих жизнях опыт. И если ты следовал много жизней какой-то системе ценностей и смыслов, то естественно будешь искать соответствующую культурную среду и в этой жизни.

Многие сегодня у нас и во всем мире говорят о перевоплощении души. Что же такое перевоплощение? Это просто вечное блуждание души из тела одного существа в другое? Ваше видение реинкарнации с точки зрения вашей религиозной традиции?

Реинкарнация — это закон в который верят все индуисты и буддисты. А если ты не веришь в реинкарнацию, то ты пока “начинающий” духовный искатель (смеется). Есть много историй подтверждающих реинкарнацию. Это вопрос, с которым должен разобраться каждый сам с собой — иногда логически, иногда интуитивно.

С точки зрения нашего учения душа вечна, она бессмертна, потому что она не отлична от Абсолюта, Брахмана. Номы в нашей обычной жизни этого не видим, мы видим рождение и смерть… умирает тело, а куда девается душа? Она покидает тело и уходит в тонкий мир для перерождения в новом теле. И этот процесс бесконечный…так как Бог вечен и душа,соответственно, тоже вечна.

Но почему же она перерождается? Потому что есть энергия – Пракрити. И из нее разворачивается время и пространство, в котором существуют миры. И события происходят последовательно в соответствии с законом кармы. Есть причина и следствие…есть семя и есть дерево. Причину сеет ум, следствие пожинает так же ум в теле живого существа. Мы живем в непрерывно ветвящейся цепочке причин и следствий как круги на воде они расходятся от упавшего камня. Колесо сансары невозможно остановить для существа, находящегося во власти Пракрити. Оно всегда будет вращать души живых существ.

Но когда говорят о великой цели — Освобождении имеют в виду что есть шанс распознать Единство в многообразии. Есть шанс выйти в изначальное пространство не двойственности,распознать единство сансары и нирваны. При этом сансара никуда не исчезает.Просто меняется отношение души к жизненному опыту, меняется взгляд,мировоззрение.

Как ваша традиция относится к такому явлению как рай и ад?

С философией существования ада и рая сложно поспорить. Потому что даже здесь, в мире людей некоторые люди уже живут в адском состоянии, а другие наоборот — в богемном. Скорее, хотелось бы дополнить, что существует много других оттенков. Закон кармы — это не только«черное» и «белое». Мир многогранен и сложен. Поступки тела речи и ума живых  людей порождают сложные переплетения следствий. Хотя если предельно упростить,то конечно индуизм (Санатана Дхарма) точно так же, как и все религии верят в добро и зло, грех и добродетель, раи и ады.

Карма, часто можно услышать этот термин, но мало людей понимает его. Что такое карма? Это причинно-следственный закон?  Возможно простыми словами человеческое предопределение? Много сейчас можно прочитать о карме, но каждая традиция Индии имеет свое собственное толкование.

Этот вопрос перекликается с вопросом выше о реинкарнации. Я бы не сказал, что каждая традиция Индии имеет собственное понимание закона кармы. Я бы сказал, что трактуют человеческие умы.И может сложиться впечатление что взгляд на карму отличается. Но закон кармы –это вселенский закон, и он действует не только для жителей Индии или исповедующих индуизм.

Как законы физики действуют на Земле для всех жителей Земли, так же закон кармы действует для всех существ в сансаре, а что такое сансара – это измерение, в котором находятся живые существа в неведении о своей собственной природе, в неведении относительно того, как все существует на самом деле. И это распространяется не только на жителей планеты Земля. Это миры, сансарные локи и по ведической космологии таких миров шесть. И класс людей – это всего лишь одна часть из всего мира сансары.

Различают 4 типа кармы:

— санчит – сумма всех видов кармы,

— прарабдха – карма которую предстоит испытать в ближайшее время,

— криямана – совокупность текущих карм,

— агами – будущая карма индивидуума.

Из этой классификации уже видно, что закон кармы очень сложен и на него влияют очень многие факторы и это все нужно знать и изучать, чтобы выйти из-под его влияния. В конце концов важно лично для себя четко определиться, как проявляется закон кармы лично в моей жизни. Это станет мощнейшим стимулом к праведной жизни. Считается что“завершить” карму невозможно. Но возможно “выпрыгнуть”. Ключом к такому прыжку является медитация. То есть утончение своего восприятия до предельно возможной глубины.

Теперь предлагаю детально поговорить о вашей религиозной традиции и чем она отличается или похожа на другие современные течения индуизма.

Чем мы интересны? Во-первых,это русскоязычный Мастер. Очень важно общаться с тем Учителем, который глубоко понимает ментальность ученика, а ученик понимает ментальность учителя.Во-вторых, уровень реализации Мастера. Гуру Свами Вишнудевананда Гири обладает мудростью и состраданием большой глубины, которая трогает сердца многих тысяч его последователей и учеников. В-третьих, Учение.

Оно русифицировано и с безупречной ясностью прокомментировано реализованным Мастером. Это предельно важно! Это подобно золотому ключику к волшебному ларцу. В-четвертых, сама суть Учения, она опирается на заветы древних мудрецов — сиддхов. А как известно сиддхи заложили основу развития и распространения индуистских и буддийскийучений. В-пятых, община или традиционное название — сангха. Это очень важно иметь близких по духу единомышленников. За 20 лет существования нашей сангхи в СНГ духовная семья выросла как количественно, так и качественно. Сейчас каждый кто приходит в нашу школу на обучение чувствует большое поле единомышленников и имеет возможность для разностороннего общения и роста.

Гуру Свами Вишнудевананда Гири (Основатель и духовный лидер Всемирной Общины Санатана Дхармы)
                                                   Гуру Свами Вишнудевананда Гири                      (Основатель и духовный лидер Всемирной Общины Санатана Дхармы)

Кто изучал философию Индии тот знает, что там были шесть больших ведических философских школ и трине-ведические школы, которые были своеобразной оппозицией. Ваша традиция происходит именно от адвайта-веданты, которая была одной из шести оппонентовне-ведических школ (буддизм, джайнизм, чарваки-локаята). Почему вы выбрали традицию философии адвайты?

Есть такое выражение»родителей не выбирают», примерно также происходит с духовным выбором- существуют склонности души. Второе — многое определяется кармической связью с носителями Учения. Каким бы замечательным ни было бы какое-то течение, но если у духовного искателя нет связи с проводниками учения, то вхождение в учение и практику сильно усложняется.

Речь идет о том, что имеет принципиальное значение не то, какое Учение лучшее, а именно то, с каким ты имеешь сильную связь.

Основателем вашей»Всемирной Общины Санатана Дхармы» является выходец из Украины Свами Вишнудевананда Гири. Почему он, будучи славянином решил изучать и стать последователем индуизма?

Множество славянских женщин выходит замуж за иностранцев. Может возникнуть вопрос — имеют ли они такое право. Но супружеский выбор не зависит от национального самоопределения. Есть свобода выбора. Точно также и духовный выбор — это вопрос личных склонностей и свободного духовного выбора. Не «по крови», а «по духу».

Из биографии Гуруджи мы знаем,что в юности он изучил практически всю западную философию и религии, но ответы на свои вопросы и возможность реализации высших взглядов была найдена в дхармичных учениях, а именно высших учениях адвайта веданты, сохранившихся на территории Индии в Индийской культуре.

Имеет ли ваш учитель Свами Вишнудевананда Гири некую духовную линию? Ведь известно, что для восточных религиозных течений очень важно иметь какое-то духовную преемственность.

И духовная связь не только на уровне учений, но и на уровне Гуру проявилась через великого сиддха-йогина Свами Брахмананду с которым Гуруджи связывают отношенияне одной жизни. А также через древний монашеский орден «Джуна Акхара» который заложил еще Шанкара, и он далвсе полномочия Учителю представлять традицию адвайта-веданты. В 2010 Учителю был присвоен высший духовный сан — махамандалешвар. Это происходило на большой церемонии во время многомиллионного духовного слета «Кумбха мела».

Учитель нашего учителя (гуру Брахмананда) родом с юга Индии, принадлежит традиции сиддхов. Считается что именно традиция сиддхов лежит в основе как индуизма, так и буддизма.

Свами Вишнудевананда Гири имеет связь с несколькими линиями передачи Учения, но передает на сегодняшний день широко две главные – северную линию философии адвайта-веданты и южную, шиваитских сиддхов – шайва сиддханта.

Северная линия духовной преемственности восходит к древнему монашескому ордену Джуна акхара, основанному тысячу лет назад Шри Шанкарачарьей и традиции десяти имен (дашанами санньяса).

Главным божеством этого ордена является Даттатрея. Он же почитается как эманация Шивы.

От Пайлота Бабаджи линия преемственности ведет к его гуру-сиддху Хари бабе,способному свободно путешествовать в пространстве, от него — к просветленному мудрецу Аватар бабе, и далее через линию гуру к самому Шри Шанкарачарье.

Шри Шанкарачарья считается основателем авторитетного ныне и разросшегося монашеского ордена «десяти имен», воплощением Шивы, выдающимся «архитектором»учения Адвайта Веданты и реформатором индуизма, восстановившим авторитет и очистившим философию Вед от примесей.

Для всех нас он является учителем-основателем, основоположником,»Гуру-ачарьей» и занимает важное место в Древе Прибежища, в нашей парампаре.

От Шри Шанкарачарьи линия преемственности ведет к его гуру Говиндападе, а от него — к Гаудападе, автору знаменитого философского трактатапо Адвайте «Мандукья Карики». От Гаудапады она идет к Шукадеве, а от него к самому риши Вьясе, автору Вед. Шри Шанкарачарья также сам лично получал благословения и наставления от Вьясы.

От Вьясы линия преемственности восходит к риши Васиштхе, сыну Творца и к гималайским мудрецам — бессмертному воплощению-аватару трех богов авадхуте Даттатрейе, святому Нараде и вечно юному Санаткумару, рожденному изума Брахмы. Учение Санат кумары изложено в обширном своде Упанишад и Пуран, а также в Агамах и Тантрах.

В древе Гималайской традиции Санат кумара, как считается,олицетворяет корень, а остальные мудрецы — ствол и ветви этого древа. На конец на вершине этой древней линии преемственности пребывают великие боги Санатана Дхармы — Брахма, Вишну и Шива, легендарные и почитаемые во всем мире индуизма Творец, Хранитель и Разрушитель вселенной, являющиеся чистейшим отражением самого Абсолюта, Единого Брахмана. Брахма-Творец получил Веды по одной версии от Вишну, по другой от Шивы, а тот -от самого не двойственного Абсолюта, Парабрахмана, описанного в упанишадах.

Южная линия идет так же от божества Шивы, божества Айяппы, почитаемого в южной Индии, через сиддхов Нандидевара, Сатьямуни, риши Паамбати – который был учителем Шива прабхакарасиддха йогина Брахмананды к нашему Гуруджи.

Какое индийское божество является главным в вашем религиозном пантеоне? Как считает ваша община индуизм политеистическая или монотеистическая религия?

Главное — открыть Бога, остальное частности.

Даттатрея является тем божеством, которое олицетворяет трех главных индуистких богов -Брахму, Вишну и Шиву. Даттатрейя является главным божеством в монашеском ордене»Джуна Акхара» и в нашей общине в том числе, поскольку мы состоим в этом духовном сообществе.

Какие религиозные тексты в основе вашего религиозного канона?

Как и все школы, относящиеся к адвайта-веданте мы признаем авторитет вед и Упанишад, Бхагават-гиты и Брахма-сутр (канон прастхана трайя). Однако главными каноническими текстами нашей школы являются те, которые принадлежат древним мудрецам авадхуте Даттатрее – «Трипура рахасья», «Авадхута гита», риши Васиштхе «Йога Васиштха»,Шанкарачарье «Вивека чудамани», «Атма боддха».

Каково примерное количество последователей вашей религиозной традиции?

Думаю, что через лекции,семинары и ритриты прошли десятки тысяч духовных искателей. Однако духовную семью сейчас составляет порядка тысячи учеников Учителя по всему миру.

Какой вид йоги в вашей традиции является основным?

Джняна-йога.

В начале 2019 году в Индии будет проходить очередной фестиваль Кумбха мела. Что это за фестиваль, и какое значение его для индуизма и индуистов?

Кумбха мела это место и время куда приходят как те, кто ищет, так и те, кто может дать. Большинство духовных учителей приходят на Кумбха мелу, создают кэмпы, собирают там своих учеников.Для индуиста это большое благословение — поприсутствовать на этом грандиозном мероприятии.

«Праздник кувшина»ассоциируется с битвой богов и полубогов за кувшин нектара, вышедшего из молочного океана. Считается, что капли нектара упали на землю в четырёх местах— в Праяге, Харидваре, Уджайне и Нашике. В свое время Шанкарачарья призывал всех садху собираться на Кумбх амеле для решения различных духовных вопросов.

Кумбха мела 2007 года собрала 70 миллионов паломников, что является рекордом многолюдности какого бы то ни было собрания в истории человечества.

Где находятся ваши религиозные центры?

Наши ашрамы и центры находятся в удаленных от городов местах, в тишине деревенской жизни. Это Украина и Россия. В них живут, занимаются служением и практикой как монахи, так и миряне. В Непале, Индии, США и Европе есть Дхарма-центры и Дхарма-группы, в которых находят место для духовного общения последователи из числа мирян.

Есть ли в вашей традиции свои религиозные места для паломничества?

Главное место паломничества —это собственный ум, а точнее его источник — сознание. Все наше Учение вращается вокруг того, как ежедневно совершать паломничество в собственную природу. А Учитель, как тот, кто смог уже совершить это величайшее подвижничество помогает всем нам, ученикам, совершить его в нашей собственной душе. А все другие паломничества — это частности.

Тем не менее, места внешнего паломничества в нашей общине также существуют, это все места, связанные с Даттатреей, а также с учителем нашего Учителя — Гуру Брахманандой. Все эти места находятся в основном в Индии.

С Даттатрейей связаны места района Гоа –Санклим (самый большой храм Даты на Гоа), Сиолим, Мапса, Арамболь. Гора Гирнархилл в штате Гуджарат.

Со свами Брахманандой связанытакие места паломничества как рядом с городом Патанантита, в деревне Омалурна ходится холм Тигра «Пулиппара» в штате Керала в котором есть ашрам, музей и место самадхи Брахмананды, а также сам холм, на котором Брахмананда медитировал очень большое количество времени и не одну жизнь.

Почему лично вы выбрали индуизм? Что стало толчком для такого выбора?

Стоял выбор не традиции. Был поиск того, кто «проснулся». А традиция, как сосуд — не принципиальная частность.

И напоследок. Ваши пожелания нашим читателям портала «Философия и Религиоведение «.

Думаю, что главное в жизни это разобраться с ее смыслом. Остальное — приложится.

ОМ Шанти!

Беседовал Игорь Дмитрук

Яка твоя реакція?

Радість
0
Щастя
0
Любов
0
Не завдоволений
0
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Інтерв'ю