Тхеравада возникла в 250 году до нашей эры во время правления индийского императора Ашоки. В дальнейшем религия стала популярной на территории Шри-Ланки, разделившись там на три течения: Махавихара, Абхаягири Вихара и Жетавана Вихара. Согласно сообщениям китайских путешественников, в 5-ом веке на Шри-Ланке насчитывалось 10 тысяч последователей всех трех течений тхеравады. Течение Абхаягири сохраняло тесные связи с Индией и потому поддалось влиянию учения махаяна. Но, в отличие от индийского буддизма, тхеравада всегда оставалась более традиционалистской религией. Это связано с позицией правителей Шри-Ланки. К 14-ому веку тхеравада распространилась в Таиланде, Лаосе и Камбоджии. Это произошло благодаря упадку индийского буддизма на территории этих стран. В 19-ом веке начался процесс взаимного влияния азиатской тхеравады и западноевропейского общества друг на друга.
Основным источником в тхераваде является Палийский канон или Трипитака. Текст являет собой собрание наиболее авторитетных учений Гаутамы Будды. Палийский канон является первым писаным источником буддизма. Текст состоит их трех частей: Виная Питака, Сутта Питака и Абхидхамма Питака. Последняя из частей является вспомогательной и дополнительной к двум первым. Палийский канон на тайском языке вмещен в 45 книгах, на бирманском языке в 40 книгах, на сингальском языке в 58 книгах. В 5-ом веке Буддхагхоша написал первый комментарий к Палийским канонам. Позднее многие монахи также писали свои комментарии к разным частям учения.
Одной из доктрин учения является Вибхаджавада – учение об анализе. Согласно этой доктрине, понимание человеком мира должно основываться на собственном опыте, критическом мышлении и логике вместо слепой веры. Жизненный путь человека, согласно тхераваде, включает в себя ступени очищения. Этот путь начинается со знания, далее идет практика в итоге же достигается нирвана.
Последователь тхеравады стремится к образу жизни, лишенному конфликтов. Для этого необходимо отказаться от неправильной речи, неправильных действий и неправильного образа жизни. Так достигается отсутствие помех для буддистских практик. Впрочем, допускается разделение на монахов и мирян. В то время как монахи активно занимаются духовными практиками и изучают Дхамму, на мирян возлагается обязанность поддерживать монахов материально. Миряне также могут заниматься духовными практиками в меру своих возможностей. Для хороших мирян существует 5 правил: не употреблять наркотики и алкоголь, не воровать, не изменять и не вести развратный образ жизни, никого не убивать и не лгать. Важной составляющей духовной практики является общение с другими буддистами. Ими могут быть монахи или мирские буддисты, ведущие правильный образ жизни. Сторониться же необходимо лиц, которые ведут разгульный образ жизни или каким-либо другим образом нарушают вышеупомянутые правила.
Важное место в буддистском образе жизни отведено семье. Благодаря соблюдению принципов Дхаммы в семье обеспечивается взаимоуважение и гармония, как между супругами, так и между родителями и детьми.
Алексей Данческу