В синтоизме можно выделить огромное количество божеств, однако сюда можно отнести, как богов, так и души усопших и природные силы. На синтоизм повлияли буддизм, конфуцианство и даосизм.
В учении синтоизма можно выделить ряд основных принципов.
- Так, японцы верят в то, что каждый объект одухотворенный и живой – даже камни или травы.
- Ками (душа) имеется у всех предметов и объектов.
- Ками также считаются покровителями семьи.
- Самым важным принципом является единение людей и природы. Взаимодействие людей с природой может происходить только в материальном мире.
- Кроме того, в синтоизме мир не разделяется на доброе и злое, что присутствует в других религиях. Вместо этих понятий существуют термины «чистое» и «нечистое». Если верующий совершает нечто греховное, что запрещается религией, то ему необходимо пройти ритуал очищения.
Верующий должен заручиться поддержкой добрых духов и примириться со злыми духами. Все, что случается в мире и в жизни отдельного синтоиста, трактуется как индивидуальная воля ками, не судьбой или какими-то правилами.
Храм в синтоизме разделен на две части – молельный зал и комната, где расположен тот или иной объект, который связан с определенным ками. Довольно важную роль играют тории, то есть ворота, которые являются так называемой границей между людьми и ками.
Стоит также упомянуть, что помимо храмов в синтоизме существуют и небольшие святилища, которые построены на важных с исторической точки зрения местах. Эти святилища также считаются местами обитания ками.
Если говорить о том, каковы главные книги в синтоизме, то можно выделить «Кодзики», «Нихонги». Данные книги являются летописными и мифическими сводами, а не сводами каких-либо заповедей или теологических принципов. В этих книгах содержатся легенды и сказания Японии.
В синтоизме на протяжении множества столетий сохраняется большое количество практик и ритуалов. Догматической же стороне синтоизма не придается такое большое значение, поскольку догматы начали создаваться не изначально, а под влиянием упомянутых выше религиозных верований. Но в результате этого появился лишь только комплекс идей, пришедших из буддизма, даосизма и конфуцианства. Все же в синтоизме до сих пор наиболее важными считаются обряды, а не догматы.
Важен также тот факт, что согласно мнению синтоистов, души усопших не отделены от материального мира, а существуют рядом с живыми людьми. Таким образом, можно сказать, что синтоист не обязан произносить ежедневно какие-либо молитвы и часто посещать храмы. Из этого следует, что японцами синтоизм чаще всего понимается как некий комплекс национальных традиций и обычаев.
Синтоист даже может быть атеистом или же причислять себя к любой другой религии. Но, несмотря на это, большинство японцев ежедневно проводит какие-либо обряды синтоизма. Эти обряды исполняются японцем с самого рождения и до момента смерти, эти обряды не расцениваются как религиозные.
Алексей Д