Существует несколько теорий, указывающих на время появления зелотов. По одной из них, их община образовалась позже таких направлений иудаизма как саддукеи и фарисеи, по другой теории, зелоты появились раньше других религиозных течений Израиля, что не подтверждается документами, так как самые ранние письменные упоминания о зелотах относятся к периоду правления Ирода Великого, концу эпохи Второго Храма.
Этот исторический период в Иудее проходил под владычеством Рима. Именно зелоты являлись тем религиозным течением, которое отстаивало позицию радикального сопротивления Риму и освобождения Израиля от его власти. Эта позиция зелотов вылилась в национально-освободительное движение в Иудее, итогом которого стала так называемая Иудейская война, начавшаяся в 66 году н.э.
Национальная политическая свобода возводилась зелотами в степень священных заветов, исходя из этого, любой компромисс и примирение с Римом считались грехом. Основное положение веры зелотов заключалось в том, что царем Израиля может являться только Бог, отсюда их резко негативное отношение к римской власти в Иудеи. По этой причине зелоты полностью отдавали себя борьбе за уничтожение любого иностранного влияния и господства в Израиле.
Существует несколько источников происхождения движения зелотов. Первый, это действующая группа на севере Галилеи. Галилея – это земледельческая территория, на ней жили люди, которые были преданы израильскому народу, и в большей степени именно ему, а не иудейской религии и закону, которым этот народ обладал. Поэтому зелоты, которые проживали в Галилее, были необразованными бедняками, которые не разбирались в вопросах иудейской религии. В тоже время они были настроены очень воинственно, и в любой момент были готовы сражаться с захватчиками, вторгнувшимися на их территорию. Поэтому это направление зелотов, участвовало в крестьянской войне, а не религиозной. Это сказалось на большей их жестокости в сравнении с другим течением зелотов. Основателем движения считается некий Хизкия, который имел собственный повстанческий отряд и нападал на военные римские части. Внутри галилейских зелотов существовало несколько групп или течений, самое радикальное из которых прозвали сикариями, по именованию ножей, которые они носили с собой и использовали для убийства римлян при большом скоплении народа, что позволяло оставаться им незамеченными. Видным деятелем этого течения был Манахем, почитаемый среди повстанцев за мессианского царя.
Существовала и другая группа зелотов, это были фанатично настроенные члены фарисейской общины. В отличие от галилейских зелотов, они были знатоками закона и посвящали себя его отстаиванию. Их борьба была борьбой за закон, а не за народ, который им обладал. Это течение было более умеренным, центром его формирования являлся Иерусалим.
Третьим и самым радикальным течением считалась группа зелотов, сформировавшаяся в Заиорданье. Его идейным вдохновителем был военачальник Бар-Гиора Шимон.
Противоречия, возникнувшие между тремя направлениями радикального течения зелотов, стали одной из причин падения Иерусалима.
Самой известной личностью, примкнувшей к религиозному направлению зелотов, является еврейский историк I века н.э. Иосиф Флавий, он ставил зелотов в один ряд с тремя основными течениями иудаизма, саддукеями, фарисеями и ессеями.
Алексей Д