Центром Армянской Апостольской церкви является Эчмиадзин в Армении. В Эчмиадзинском монастыре с 303 по 484 год находилась резиденция главенствующего Армянской Апостольской церковью. Затем после длительного перерыва, в 1441 году произошло возобновление престола в Эчмиадзине. Он снова стал духовной столицей всех армян.
По свидетельству историков, в Армении проповедовали Апостол Фаддей и Варфоломей. Считается, что крещение Армянского народа произошло в 301 году н.э. Однако другие источники датируют это событие 313 годом. В тот период, благодаря Григорию Просвятителю, среди армян установилось православие.
Учение армян заключалось в том, что Христос — это Бог, и тело, в котором он присутствовал на Земле, было божественным. Поэтому он не мог испытывать страданий ни физических, ни душевных. А его страдания во время распятия были символическими. А во время IV Вселенского собора было принято учение о двух ипостасях Христа. То есть считалось, что Христос имел и божественную, и человеческую ипостась.
Когда в Византии проходил IV Вселенский собор(451г.), армянские священнослужители не принимали участие по причине войны с Персией. Армяне не согласились с решениями Халкидонского собора и всех следующих после него. Поэтому уже много веков учение о природе Христа является камнем преткновения для армянской и православной церкви.
В обрядах Армянской Апостольской церкви и Православной тоже есть отличия:
- Армяне крестятся слева направо, а православные — наоборот.
- Рождество и Крещение проводятся единовременно у армян. В то время как в Православной церкви эти праздники разделены Святками.
- Армянские главы не считают схождение Благодатного огня божественным. Однако не отрицают чудес, связанных с ним.
Существуют особенности и в богослужении, облачении священников, но вышеперечисленные — самые заметные различия между церквями.
Алексей Д