История Библии. Бытие

buttaБытие является частью Пятикнижия Моисея, то есть  Торы. Тора – священная  книга  Иудаизма и важнейшей часть ТаНаХа – сакрального текста Ветхого Завета.  Стоит отметить, что книга Бытия является  и  частью христианской Библии.

Нам точно не известна дата написания этой книги, однако иудейская традиция свидетельствует, что она охватывает  границы   XV-XIII века до н.э. Сегодня чрезвычайно сложно определить дату написания Книги Бытия, ведь долгое время Тора перебывала  в устной форме в  среде Иудаизма. Считается, что главные сцены Бытия передавалась  евреями в устной форме , до момента их прихода в Ханаан после египетского плена.

Центральной  тематикой  книги Бытие есть:

Сотворение мира

Первородный грех

Жертва Авраама

Избрание Евреев

Рождение Моисея

Сотворение мира в книге Бытия является уникальным явлением, ведь в ней четко описывается структура создания нашей планеты и человека. Если в языческих традициях создания мира происходит хаотически, то в книге Бытия прослеживается четкая хронология и структура. Кроме того, концепция создания мира послужила  основным учением для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и частично  езидизм. Важным  моментом этой концепции является то, что Господь создал мир не для себя или других богов, как правило встречается в языческой мифологии, а для человека.

В современной науке идет постоянная дискуссия, в  какой отрезок времени был создана мир. Ученые апеллируя к теологии, утверждают  следующее: «Как так Ваш Бог мог создать мир за 5 дней, ведь мы доказали, что он создавался несколько миллионов лет?»

Теологи отвечают: «Для Бога не имеет хронологии времени, поэтому 5 дней это скорее несколько тысяч лет». Хотя с точки зрения здравого смысла, теория большого взрыва совершенно абсурдна. Ведь большой взрыв является всего лишь теорией ученых, которые не могут понять, что мир был создан Богом, поэтому и пишут книги, чтобы возразить теологическую теорию. Но  концепция большого взрыва является всего лишь предположением, которое  научно не доказано,   поэтому ее можно назвать научно-фантастической гипотезой происхождения мира.

Стоит также отметить, что создание мира в книге Бытие четко проиллюстрировано и  структурировано. Здесь описывается, что мир был создан поэтапно. Главной кульминацией в конце книги Бытие есть сотворение  Богом человека как вершины божественного творения. После сотворения мира Господь дал человеку закон, 6  дней жить для себя и мира, а 7 день посвятить Ему, то есть нашему Творцу.

После создания мира Бог дал человеку свободу и свою защиту.  В начале она жила в раю без боли, голода и холода. Бог дал мужчине Адаму и женщине Еве размножаться и управлять миром, но строго запретил  есть плоды с древа  познания Добра и Зла.

Первородный грех – это моральное и духовное падение человека Адама и женщины Евы в глазах Божьих через непокорность и переступление Божьей воли, несоблюдения ими заповедей.

Ведь  Господь перед этим дал им практически абсолютную свободу, но они не послушались Его, употребив запретный плод. Здесь нужно вспомнить, что большую роль в первородном грехе сыграл змей (в христианской и иудейской традиции Сатана, в мусульманской – Иблис), он сумел сначала соблазнить Еву, а потом соблазнил и Адама через Еву.

Таким образом Сатана от первородного греха влияет своими соблазнами на человека везде, потому что так верят христиане, иудеи и мусульмане. Например,  в различных мифилогиях и этнических религиях наблюдается аналог Сатаны. В Езидизме  сатана выступает в образе Архангела Малака Тауса, который не захотел подчиниться воле человека и отошел от Бога, однако езиды верят, что он примирится с Богом. Несмотря на то, что Сатана, (Дьявол, Люцифер наиболее распространение  названия павшего  Архангела), который соблазнил первых людей на грех и соблазняет их сегодня, стали возникать  различные богословские учения, согласно которым даже Дьявол имеет шанс на спасение. Например , известный средневековый богослов и учитель церкви Ориген верил и разработал учение о апокатастасисе.

Согласно его учению, Дьявол имеет шанс на спасение. Ориген утверждает: если Дьявол придет ко Христу и покается в своих собственных грехах, то он будет прощен. Кроме того, по учению апокатастасиса, каждый живой и мертвый может иметь шанс на спасение, несмотря на свои грехи перед Богом и людьми. За это учение  ранняя церковь осудила Оригена, и поэтому он был лишен титула Отца церкви, а также не был отнесен к лику святых.

Сегодня существует много направлений  в христианстве, которые учат о первородном грехе и как его отречься. Одни учат, что человек теряет его при крещении, другие горят, что все грехи разрешаются при Христовом  Суде.

Жертва Авраама – одна  из самых драматических историй Ветхого Завета , по которой родной отец готов был принести своего сына в жертву Богу . В этой истории происходит своеобразная дилемма Авраама , как любящего отца и верного сына . С одной стороны сын , который был очень желателен , сын от любимой жены Сарры , сын которого избрал Господь , а с другой стороны – любовь к Богу, Который  научил Авраама истины . В книге Бытие 22 : 1 – 14 стихи,  Господь повелевает Аврааму взять своего сына Исаака и принести в жертву. Авраам был поражен , ведь он не думал , что Господь таким образом решит испытать его веру , но он не пошел против воли Бога . Взяв сына,  он подготовил все необходимое для его всесожжения . Авраам поднимает руку , чтобы поджечь костер и принести своего родного сына , у которого слезы на лице ,  смотрит на отца и понимает , что вся власть у Бога . И вдруг Господь останавливает Авраама . Он проявил свою милость Аврааму и к его роду и таким образом дал ему  право быть отцом семитов . Известно , что Исаак стал отцом израильтян , а его сын Яков был первым патриархом , а Измаил стал отцом – патриархом племени Измаильтян, то есть современных арабов

Жертва Авраама – это пример любви к Богу. Человек готов пожертвовать всем , что любит и чем дорожит , ради Господа .

Избрание  народа Израиля  является переломным библейским сюжетом в истории жизни евреев. Евреи получили право быть любимцами Бога и  поклоняться  только Ему одному . Хотя , как пишет Библия , евреи предавали доверие Богу , за что Господь неоднократно их наказывал. Мы можем вспомнить эпизод с Иосифом , который был продан в рабство своими братьями за 20 шекелей . Нужно также заметить , что христианство часто приводит параллель между Старым и Новым Заветом. В продаже Иосифа в рабство за 20 шекелей серебра нужно видеть прообраз того как Иуда Искариот продал Христа за 30 серебряных  шекелей.

В книге Бытия упоминается об избрании еврейского народа для спасения Авраама – патриарха и ревностного держателя  Господнего, которого Бог назначил патриархом над своим народом и прародителем всех семитских племен . После смерти Авраама избранный народ возглавил патриарх Исаак , получивший власть от своего отца.

Хотя Исаак считался младшим сыном Авраама , а старшим тогда был Измаил . Некоторые ученые допускают мысли , что после смерти Авраама семитские племена были разделены на евреев и исмаилитов ( исмаилиты – современные арабы ) , отсюда и началась эпоха избрания  евреев как народа Божьего . Сначала Иосиф приводит евреев в Египет , где делает их на некоторое время счастливыми, а потом они оказываются в плену. Сразу же за ним приходит эпоха великого Моисея – лидера, вождя , разумного военного полководца . Моисей стал первым , кто начал эпоху избрания еврейского народа Богом.

Рождение Моисея произошло в период еврейского плена, когда еврейский народ ожидал настоящего воина – освободителя, героя, который бы смог освободить их от гнета египетского фараона.

Современная библейская археология утверждает, что Моисей родился около 1391 года  до нашей эры в период правления 18 – й династии египетских фараонов. Некоторые ученые считают, что освобождение евреев происходило в период правления Эхнатона. Кстати Эхнатон основал в Египте веру в единого Бога Атона и провозгласил себя пророком этого божества.  Поэтому  некоторые библейские археологи предполагают, что Эхнатон не мог отпустить евреев из-за своих религиозных убеждений, ведь считал себя пророком Бога Атона.

Рождение Моисея играет  огромное значение в жизни каждого еврея, ведь  Божий пророк  вывел народ Израиля из Египта и привел в Землю Обетованную. Большую роль Моисей играет и для христиан, ведь он  был первым,  кто принес людям 10 заповедей. Моисей начал эпоху священства, так как его родной брат Аарон стал основоположником династии священников.

Если мы проанализируем книгу Бытия, то увидим, что это не простая книга, она рассказывает  и дает ответы человеку: как возник мир, кто были первые люди, о первородном грехе, а главное в ней описывается борьба добра и зла, любовь Божья и испытания человека верой. Поэтому мы можем точно сказать, что книга Бытия это своеобразный букварь для христиан и иудеев.

Бытие это своеобразная книга истории нашего существования!

Игорь Дмитрук

Коментування вимкнено

  • Гусейн Гурбанов, Баку, Азербайджан

    Логически завершённая космологическая концепция.
    Для того, чтобы представить беспредельное пространство изначально ЭЛЕМЕНТНО (Эл-тно):
    1. разновидно (однородно) завершённым – достаточно постулировать присутствие в нём двух Эл-тов с ПРОСТО и СЛОЖНО /замкнуто системно проявляемыми СУЩНОСТЯМИ (Сщ-ями)/
    2. разнородно завершённым – достаточно постулировать присутствие в нём ещё одного Эл-та – Всевышнего и Всемогущего Бога – с незамкнуто системно проявляемой Сщ-ью.
    Нетрудно предположить, что уже при МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОМ (МнмВ-ом) РАЗВЁРТЫВАНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА (разВ-нии неМ-ого К-та) Сщ-и Бога – Духа Божьего – за уровень изначального нисходяще направленного постоянного разВ-ния от М-ого К-та Сщ-и Бога, происходит сВ-ние ПРОСТО и СЛОЖНО /т.е. происходит их распад ввиду блокирования исхождения восходяще направленно постоянно разВ-емых неМ-ых К-тов их Сщ-ей/, как МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНО (МксВ-о) разнородной к Божьей Сщ-и МнмВ-о численно Эл-тной однородности (оРд-и №1), и Бог на основе М-ых К-тов от оРд-и №1 разВ-ет МнмВ-о разнородную к Его Сщ-и МксВ-о численно Эл-тную однородность (оРд-ь №2). Процесс сВ-ния оРд-и №2 начнётся в известный Богу момент времени начавшуюся с момента завершения её разВ-ния. сВ-нием Духа Божьего к уровню изначального разВ-ния вновь разВ-ется оРд-ь №1 – потенциал Бога для осуществления превращений оРд-и №1 в оРд-ь №2 и оРд-и №2 в оРд-ь №1 беспределен!