Интервью с старостой Санкт-петербургского зороастрийского храма Константином Старостином. На тему: “Современный Зороастризм в России”.

konstzntinУважаемые читатели портала Философия и Религиоведение,  Вашему вниманию предлагается интервью с старостой Санкт-петербургского зороастрийского храма Константином Старостином.

На тему: “Современный Зороастризм в России”.

Краткая биографическая справка

Константин Старостин

Родился в 1972 году.

С 1989 года на лекциях Глобы узнал о зороастризме. В 1994 вступил в общину, в 1998 году повязалпояс кушти, стал хорбадом. С 2000 года по настоящее время староста зороастрийской общины.

–  Давайте для начала поговорим, к какому типу относится современный зороастризм в монотеистической религии или дуалистической, ведь большинство современных ученых считают ее первой и единственной дуалистической религией в мире?

Такой вопрос возможен из-за путаницы ученых. Они исследуют зороастризм и делают свои различные выводы. Для самих зороастрийцев их религия безусловно монотеистическая. Мир создан Творцом Ахура Маздой, который и является единственным Богом. В зороастризме особое значение уделяется вопросам добра и зла, их понимания и различения. Считается, что добро и свет исходят от Ахура Мазды, а источник всего злого и негативного Ангроманью, злой дух. Поэтому исследователи зороастризма очень часто называют его дуалистичным, из-за  того, что там добро борется со злом. Но модель борьбы, дуализма подразумевает равенство сторон. Ангроманью же ни в коем случае не равен Ахура Мазде. Разве может быть вирус равен целостному организму? Нет, конечно.  А вот, например, манихейская ересь дуалистична, т.к. лжепророк Мани полностью уравнял Ахура Мазду с Ангроманью. Для зороастрийцев же это неприемлемо.

– Имеют ли  зороастрийцы свои священные книги?

Конечно, имеют. Самая главная книга – Авеста, «первая весть». Это колоссальное собрание знаний человечества. Состоит Авеста из 21 разделов, Насков, которые включают в себя научные, религиозные, правовые и многие другие знания. (подробнее смотрите «ПЕРСИДСКИЕ РИВАЙАТЫ 21 НАСК АВЕСТЫ»  http://www.zoroastrian.ru/node/93). Чтобы показать объем знаний Авесты, можно упомянуть шестой Надар Наск, посвященный толкованию науки о звездах, астрологии. Он содержит огромный объем информации, позволяющий трактовать как небесный закон проецируется на землю.

Есть некоторые части Авесты, сохранившиеся до наших дней – Ясна (Гаты Заратуштры), Видевдат (закон против дайвов), Хорде Авеста (ежедневные молитвы) и другие.

Но необходимо сказать, что зороастрийцы очень осторожно относились к записанным знаниям. Авестийские легенды рассказывают, что письменность подарил человечеству Ангроманью. Исходя из этого, любое записанное учение становиться «мертвым», его легко исказить, внеся свое толкование записанного. Ценилось изустная передача информации от учителя к ученику как от огня к огню. Благодаря этому принципу, зороастризм и сохранился до наших дней.

–  Каково примерное количество  зороастрийцев в России и в вашей Петербургской общине?

Наша община существует с 1994 года благодаря просветительской деятельности Павла Глобы, который на своих лекциях (которые посещали многие тысячи людей) рассказывал о зороастризме. В Петербурге в рядах нашей общины порядка сейчас нескольких десятков людей решили принять зороастризм. В России также есть люди, повязавшие себе пояс кушти, например, в Москве, Перми. Их тоже порядка сотни.

Некоторые народные культуры вышли из лона зороастризма. Например, традиции осетинского народа во многом связаны с ним. В таком случае число потенциальных зороастрийцев в России много больше. Также в Средней Азии есть интерес к зороастризму

–   Присутствует ли культ священства  в современном Зороастризме?

Да, конечно. Чтобы проводить религиозные обряды, необходима специальная подготовка священника. Если кратко, то ранги священников-зороастрийцев таковы  – хорбад (младший помощник), мобед (основной уровень) и дастур (старший священник, руководит и решает сложные вопросы). Подробнее –  http://www.zoroastrian.ru/node/1434 статья «СВЯЩЕННИЧЕСТВО В ИРАНЕ»

–  Имеют  ли современные зороастрийцы свой ​​мировой руководящий орган?

Пока общемирового руководящего органа нет. Есть главные органы в Иране (Совет Мобедов), в Индии среди парсов, в Северной Америке среди проживающих зороастрийцев. В Европе ведутся подготовительные работы по созданию координирующего Совета.

Индийские парсы раз в несколько лет проводят Мировой Зороастрийский Конгресс с целью объединить парсов-зороастрийцев во всем мире. Последний 9-й Конгресс был в декабре 2009 года в Дубае, следующий десятый состоится в конце 2013 года в Мумбае. (http://parsikhabar.net/)

–   Занимаются ли современные зороастрийцы миссионерской деятельностью  среди русского общества?

В Уставе нашей общины прописана цель организации  –

Цели общины — совместное вероисповедание зороастризма, совместное проведение богослужений, праздников и других религиозных ритуалов… Распространение и проповедь зороастрийской религии.

Поэтому мы должны быть миссионерами : ) Уже 4 года действует наш  сайт www.zoroastrian.ru, выходит зороастрийский журнал «Митра» (http://www.zoroastrian.ru/node/1251), проводятся различные встречи, мероприятия, лекции, где мы рассказываем людям о зороастризме.

–  Имеют ли зороастрийские общины свои храмы для паломничества? Если имеют то где именно?

В Иране и в Индии есть различные Храмы Огня, имеющие различную историю. В зависимости от древности и ранга Огня, горящего в храме, он и имеет особый статус для паломников.  (список храмов огня Аташ Бахрам http://www.zoroastrian.ru/node/553)

– Верят ли современные зороастрийцы в конец света?

Да, верят. По-зороастрийски конец Света называется Фрашегирд, «Судный день». Именно из зороастризма эти понятия попали в иудаизм, в христианство. Только зороастрийцы в это понятие вкладывали другой смысл, нежели современники. Фрашегирд означает не конец всего мира, а его обновление, очищения от темного начала. И наступит он еще не скоро. Но, для зороастрийцев чем скорее это произойдет, тем лучше.

–  Осуществляются  Вашей Петербургской общине, какие-то обрядовые действа зороастризма? (обряд похорон, венчание, принятия веры)?

Ритуал приятия веры, который назывется Новждот или Судре Пушти в нашей общине не раз проводился. Причем как нашими усилиями, так и с помощью приглашенных мобедов из Ирана, Индии. Помимо ежемесячных праздничных ритуалов другие ритуалы и обряды (венчание, похороны) мы не проводили.

–  Кто является руководителем Петербургской  зороастрийской общины?

Духовным наставником и руководителем нашей общины является Павел Глоба. Его дед – Иван Николаевич Гантимуров,  в 1917 году принимал участие в создании зороастрийской общины. Павел Павлович, обладая уникальными знаниями своих предков, продолжил его дело.

Младший Настоятель общины – Михаил Чистяков. Он разрабатывает ритуалы, проводит праздники, переводит авестийские тексты.

Староста общины – я, Старостин Константин. В мои задачи входят организационные вопросы.

–  И наконец. Увеличивается ли количество последователей зороастризма в России,  и непосредственно в вашей Петербургской общины?

Да, увеличивается. Все больше людей узнают о Доброй Религии (как называют зороастризм) и понимают, насколько она близка им по духу. Согласитесь, основной принцип зороастризма «Благая мысль, благое слово, благое дело» вряд ли кого оставит равнодушным.  Мудрость и доброта традиции помогают людям разобраться в сложных вопросах бытия.

В данный момент времени рост числа зороастрийцев в России и в Петербурге небольшой. Но, видимо всему свое время.

Интервью записал Игорь Дмитрук

Специально для портала Философия и Религиоведение