Смысл и значение воскресения Христова

prТекстом сегодняшней проповеди будет служить Святое евангелие от Луки, глава двадцать четвертая, стих

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;  устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;  Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;  Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.  Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

Возлюбленные в Господе!  Хочу приветствовать Вас этими замечательными, радостными и победоносными Словами Анегла: ”Христос воскрес!” Он воистину жив, воскрес и грядет! “Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века” – очень ясно формулируется в нашем символе веры.

В эти дни все христиане Восточного обряда вспоминали сей великий и торжественный момент воскресения Господа и Спаса нашего из мертвых. Это воистину торжество каждого христианина. Это победа жизни над смертью, святости над грехом. “Пришел Христос и опустошил ад” – так торжественно провозглашает свт. Иоанн Златоуст. Ибо воистину небеса без Христова присутствия стают адом; а бездна ада по пришествию туда Сына Божия воистину станет самым настоящим райским уголком. Наша поздравительная форма является самым лучшим доказательством для всех скептиков, агностиков и  атеистов, которые не верят в жизнь после смерти и воскресение. Потому что отсутствие Сына Божия для каждого верующего в Него действительно является самой страшной пустотой в его жизни. Именно для этого пришел Сын Божий, доказав Своей великой любовью ко всем грешникам не зависимо от тяжести их грехов и преступлений пред Лицем Божьим. Какие действительно настоящие муки ада испытал Сын Божий на кресте Голгофы! Ученики и Дева Мария плакали смотря на страдания Иисуса. Казалось бы, даже святое небо оставило Царя Славы. НО, то что не под силу человеческому разуму, его логике, Бог часто свершает Свои могущественные дела! И воскресение Иисуса з мертвых есть тому самое величественное свидетельство!

Давайте как будто станем участниками того события. Можно только представить с каким сердцем Мария Магдалина и Мария шли к месту, куда погребли Сына Божия. Кроме печали, желание отдать последнее, что надлежит в память о человеке мертвому выглядело очень прискорбно. Для большинства из нас даже на подсознательном уровне также кажется, что смерть – это окончательная точка, после которой уже ничего нет. В науке ее определяют часто как завершение всего живого, всех естественных биологических процессов. Многим кажется, что дальше уже ничего нет и быть не может. Именно так множество философских и материалистических мировоззрений пытаются очень просто разрешить проблему смысла бытия человеческого. “Бери от жизни все, что следует. Делай все, чего пожелает душа твоя,  ибо завтра умрем” – вот главный их девиз. “Жизнь коротка”, – констатируют люди. Но, то что увидели первые свидетельницы Божьей Силы просто ошеломило их.  Место, куда был погребен Иисус оказался пустым. И камень, что был запечатлен ко гробу не сумел не коем случае удержать нашого Господа.  Ибо Он есть воскресение и жизнь. Нет никакого смысла искать Живого среди мертвых. Это были слова Ангела Божия.

Воскресение – именно то, чего более не хочет адекватно воспринимать разум человека. Но и без чего, по словам апостола Павла, вера и проповедь  наша христианская является полностью тщетной. Когда Павел проповедовал в Афинах, как свидетельствует об этом книга Деяний апостолов, его не восприняли, когда речь шла о воскресении. Вера в загробную жизнь была присущей практически во всех мифах различных народов и культурах. О существовании души после ее смерти были представления у всех культурах и религиях.

Но, когда речь идет о личном воскресении тела после смерти никто с уверенностью не смог сказать об этом. Множество людей заданы вопросом: какова причина смерти, почему она существует и что после нее. Еще со времен Иисуса Христа об этом спорили фарисеи и саддукеи. Последние никак не хотели верить в жизнь после смерти и верили, что лишь в этом мире возможно воздаяние за грехи человека и вознаграждение за праведную жизнь.

В книге Бытия Бог говорит о грехопадении человека. Хотя все, что создал Бог было совершенным. Однако через непослушание Богу человек согрешает. Когда Адам  вкусил из древа познания добра и зла, он начал прятаться от Бога. В традиции св. отцов иногда возможно проследить мысль о том, что так человек отделил себя от Своего Создателя и создал себе ад. Потому что ад, в первую очередь,  не просто место физических мук человека за своих грехи. Это разделение человека с Богом в той или иной степени. Писание говорит нам об этом следующее: “Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?” (Бытие 3:1 – 9) С этого отрывка видно первый вопрос, который задал Бог человеку. Господь в действительности очень хорошо знал, где Адам. Но знал ли Адам свое духовное положение? Потому что связь между Богом и человеком такой, каковой она была прежде, перестала существовать. Человек начинает приносить жертвы Богу как попытку очистить свою душу от пороков и грехов. Вот оно – начало всякой религии, как способ достучаться до небес и попытаться человеку обратиться к Богу. Возникает закон религиозный и юридический, поскольку человек уже даже не в состоянии адекватно оценить свою духовную жизнь и поработить свои плотские желания. Человечество во всех грехах своих хочет достучаться и найти Бога. Однако практика и опыт многих людей показывает, что самостоятельно соединится с Богом просто так невозможно. Грех, который так противоречит Богу, не дает таковой возможности. Но милостивый Господь не оставлял человека никогда в одиночку. Бог по прежнему любит человека и говорит к пророку Иезекиилю: “И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: “преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?” 11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?.  Такая формулировка пророчества Иезекииля говорит о Божьей милости к грешнику не зависимо от степени его грехов. В это время Израиль переживает глубокий кризис.

Вавилонский царь Навуходоносор практически уничтожает иудейское государство. Однако Бог обращался и говорил о исповедании грехов, возвращении к служению к только Одному Богу живому и к призрению идолам. Когда казалось при этом все разрушенным и мертвым, Господь показал Иезекиилю видение о воскресении. Слово Божье демонстрирует следующую картину: “Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, 2 и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. 3 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. 4 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: “кости сухие! слушайте слово Господне!” 5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. 6 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.”

Речь Господа к слуге Его направлена на приоткрытие великой Тайны воскресения из мертвых, что должна произойти в будущем. И это не только пророчество о грядущем благочестивом Царе и Пастыре Давиде, который будет править вечно (Господе Нашем Христе Иисусе), но и о нашем воскресении. Святое Евангелие учит нас и о нашем с вами воскресении вместе со Христом. Нет, вы не ослышались, – именно о нашем воскресении вместе с Ним. Св. апостол Павел в послании к колоссянам подчеркивает следующее: ” Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном. 3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. ” (к Колоссянам 3:1-3) Действительно, когда речь идет о празднике Пасхи, множество людей идут как никогда в церковь; в доме расположено все, как надлежит празднику. Множество верующих, к сожалению, при всем этом более являются “пасхальными верующими.” И все таки слушая весть о прощении их грехов, о дивном Христовом воскресении множество людей так и не могут простить друг другу ошибки, не смогли научиться любить друг друга , как учит об этом Господь. И при этом ничего “горнего”, того духовного, которое  во Христе, Его характере так и не проявляется в жизни многих христиан. Хотя и по-праздничному люди в эти дни приветствуются, но продолжают грешить против ближнего и Господа.

И когда вопрос жизни и смерти часто может стоять чуть ли не главным вопросом нашей жизни, христианская вера имеет надежду на воскресение. Христианство – это учение, которое говорит, что не все заканчивается могильной плитой. Апостол Павел в первом послании к Фессалоникийцам пишет: “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.” (1 Фессал. 4: 13-14)  Есть у каждого верующего во Христа – надежда и вера в воскресение из мертвых. «В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых», – говорит свт. Григорий Богослов. Пусть этими евангельскими словами утешается наша душа. Взыщем Господа, ибо Он есть благ и вовеки Его милосердие и святая любовь ко всем нам! Да пребудет Господь со всеми Вами! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Євген Распопов