Джайнізм        28 Лютого 2016        167         Коментування вимкнено

Шветамбары

Jainy_p04Джайнизм традиционно делится на два крупных течения. Приверженцы первого, шветамбары («одетые в светлое/белое»), носят простую белую одежду, избегая всяческих излишеств в наряде. Как и другие джайны, они предписывают для монаха постоянные скитания, перемещения из одного места в другое, однако в меньшей степени изнуряют себя аскетическими «подвигами». Это относительно мягкая форма джайнизма, хотя среди её представителей существуют настоящие радикалы – те, кто ради следования принципу ахимсы оборачивают свой рот белой тканью и ходят по улицам с метёлочкой, которой метут перед собой, чтобы не убить ненароком какое-нибудь мелкое животное. К таким действиям джайны относятся предельно серьёзно, в то время как в европейской культуре они становятся героями анекдотов.При посвящении в монахи шветамбар должен лишиться волос. В отличие от дигамбаров, второй крупной ветви джайнизма, монахи-шветамбары свои волосы аккуратно сбривают.

Ещё одна «вольность» этого течения заключается в том, что в монахи дозволяется принимать не только мужчин, но и женщин. По легенде, девятнадцатый «тиртханкар» («святой») по имени Малинатх был именно женщиной. Эта особенность привела к тому, что в настоящее время последователями секты шветамбаров чаще всего становятся женщины: согласно переписи 2006 года, их было более 10 тысяч, в то время как шветамбаров-мужчин – 2510. Для традиционного индийского общества данный пункт имеет очень высокое значение, поскольку женщина там принижена и считается существом неполноценным.

По части «священных текстов» шветамбары имеют свой канон, который, как они считают, основывается на проповедях Махавиры. Другие джайны этот канон не признают и считают его «поддельным».

Мифическое жизнеописание Махавиры – ещё один источник вероучения для шветамбаров. Однако в их версии Махавира был женат и имел дочь, что тоже отрицается остальными джайнами. По-видимому, данная подробность в мифической биографии была введена специально, чтобы возвысить роль женщины в деле личного спасения.

Шветамбары сами делятся на несколько течений. Одни из них почитают изображения в храмах, другие не почитают. Первые из них, «муртипуджаки», составляют большинство.

В остальном особых разногласий между шветамбарами и дигамбарами нет, за исключением представления о «кала» – времени: шветамбары не признают его субстанцией.

 Алексей Д

Коментування закрито

Пошук
Рубрики
Ми у Facebook