Шанкара

sankaraШанкара, или также Ади Шанкара, является одним из самых значимых богов буддизма. Шанкара также знаком в качестве индийского мыслителя, поэта, мистика, религиозного реформатора и ведущего представителя Веданты (ортодоксальная школа).

Жизнь Шанкары была полна легендарных событий и чудес. Известно, что его родители были брахманами, у которых долгое время не было детей. На протяжении многих лет они просили у Шивы в горах Тричура в знаменитом храме Вришадринатха о рождении дитя. Однажды он приснился супругам и поставил перед ними выбор. Родители могли выбрать много сыновей, которые будут жить в богатстве и радости, не знать нищеты и печали, – или выбрать одного сына, который проживет не долго, но станет великим индийским мудрецом. Родители недолго думали и остановили свой выбор на последнем сыне, которого в последствие назвали в честь бога Шивы – Шанкарой.

К сожалению, отец мальчика умер, когда ему исполнилось 5 лет.

Именно в этом возрасте маленький Шанкара приступает к изучению четырех Вед (древние священные писания буддизма). В таком юнном возрасте мальчик показал свои необычные поразительные способности, а потом в своих знаниях перепрыгнул самих учителей. Нужно добавить, что изначально Шива отпускал мальчику на земную жизнь 8 лет. Мать Шанкары очень боялась наступления этого возраста.

И вот, когда ему исполнилось 8 лет, его в реке в реке схватил за ногу крокодил. Мать была очень испугана и молила о пощаде. Тогда крокодил потребовал, чтобы ее сын стал санньясином, или отшельником. Мать согласилась. После этого случая маленький Шанкара хотел найти гуру и отправился на север страны. В этих местах он повстречал ученика Гаудапады – Говинду. Они встретились на береге знаменитой священной индийской реки Нармады.

С этого момента Шанкара начал постигать адвайту, писать вишнуитские и шиваитские гимны. В это время он также работал над созданием комментариев к «Брихадарьянка-упанишаде» и различных филосовских трактатов. По тем временам было поверье, что сама Бадараяна пророчила написание усмирителем вод лучшие творения Шанкары. Говинда, друг Шанкары, вспомнил об этом пророчестве в тот момент, когда Шанкара смог успокоить Нармаду, вышедшую из берегов, с помощью исполнения специальной мантры. После этого Шанкару благославляет его учительна написание комментариев ко всем текстам «тройного канона». За четыре года Шанкара прокомментировал основные Упанишадам, «Бхагавад-гита» и «Брахма-Сутрам».

За свою короткую жизнь Шанкара был паломником на горах Бенарес и Кайлас. На горе Кайлас ему явился образ Шивы. После того, как умирает друг Шанкары – Говинда, после смерти которого возводят один из самых знаменитых храмов на берегу реки Нармады, он покидает этот край. Со своими учениками Шанкара отправляется в Праягу. В этом городе он приобретает еще больше последователей.

Все же Шанкара возвращается в «город двух тысяч храмов» и поселяется на берегу священной реки Ганга в гхате – в святом месте, предназначенном для совершения погребальных обрядов). Однажды в жизни Шанкары произошел случай, после которого ему было очень стыдно. На улице он повстречал чандалу, то есть потомка шудры (человека из низшей презираемой касты Индии) и брахманки (человек высшей касты), и потребовал, чтобы тот уступил ему дорогу. Но парень не растерялся и прочел слова из адвайты, гласящзие о единстве Атмана, то есть единстве всех живых веществ. Шанкара сразу же начал просить прощения, упадя в ноги чандала.

В конце своей жизни Шанкара обошел почти всю Индию, занимался вопросами о постройке новых монастырей. Он повлиял на возведение таких храмов, как Пури, Канчи, Дварака и другие, которые действуют по сегодняшний день.

Смерть постигла Шанкару, когда ему было 33 года. На тот момент его окружали приверженцы и ученики. Он до сих пор не похоронен, хотя многие места претендуют на его прах. Существует также поверье, что Шанкара живет на горе Кайлас, преобразившись в божественное тело.

Алексей Данческу

Коментування вимкнено

  • Вячеслав

    “Шанкара не погоджувався з буддизмом у питанні,що між сном і реальністтю немає різниці”/wikipedia/
    Що про це питання можно знайти більше?

    • Ігор

      Дійсно Аді Шанкара ніколи не був буддистом, більше того він був людиною котра реформувала ведичну школу Адвайту – Веданту. Тому він був прихильником ведизму, і не міг, аж ніяк симпатизувати буддизму.
      Щоб розкрити ваше питання. Потрібно прочитати трактати Аді Шанкари.
      Зокрема є переклади його текстів . Почитайте відривки”Атмабодху” Аді Шанкари, її переклав відомий радянський перекладач Сирків. Вона є у вільному доступі російською мовою. Також є переклад Зільбермана тексту Шанкари “Апарокша анубхути”вона теж є в інтернеті російською мовою

  • Вячеслав

    Дякую.Переглянув “Атмабодху” та “Апарокша анубхути”.Колись давно читав “Древнеиндийскую философию” з серії “Философское наследие”.Але в цитаті з Wikipedia мене більше зацікавило,мабуть,чи корректна вона стосовно буддизму,чи дійсно в буддізмі немає різниці між реальністю і сном?В “Атмабодху” зустрічається термін сушупті (глибокий сон),але на ньому немає такого змістового навантаження.