Почему таинство крещения так отличается в в различных конфессиях

taitНичто так не ассоциируется с христианской религией как таинство крещения. Именно крещение, в какой бы форме оно не практиковалась разными христианскими церквями и группами, и какой бы смысл в него не вкладывался, принимается всеми конфессиями, как ритуал вхождения в христианское братство. Основанием для него служит, прежде всего, последнее поручение Иисуса Христа апостолам и церкви: “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф. 28:19). Почти все согласны в том, что это ритуал приобщения, как к невидимой всеобщей церкви, так и к местной видимой церкви. Крестившись во Христа, верующий становится членом поместной Церкви.

Однако смысл этого ритуала в различных христианских церквях интерпретируется по-разному. И поэтому мы видим различные его формы. Можно выделить три основные концепции понимания крещения и сделать вывод, почему в одних церквях крестят младенцев, а в других только взрослых, почему проводят крещением через обливание, а где-то через погружение или окропление т.д.

Первая концепция, понимает крещение как средство сообщения спасительной благодати, дающее отпущение грехов. Крещение – не просто символ единения с Христом, в Его смерти и воскресении, а таинство, реально объединяющее с Христом. Этой концепции придерживаются православные и католики, из протестантских направлений лютеране. Крещение — это не просто обряд, или церковный ритуал, но истинное средство благодати, которым Бог предлагает и дарует людям добродетели, добытые Христом для мира Его заместительным искуплением (Деян.2:38). Поэтому Лютер говорит в своем Катехизисе: «В соответствии со словами и обетованиями Божьими, крещение приносит отпущение грехов, избавление от смерти и от дьявола, а также дарует вечное спасение всем, кто верует».

Сторонники второй концепции считают, что крещение – это «видимый знак и печать внутренней и невидимой Божьей работы силой Святого Духа». Таинство приобщения к Завету и одновременно знак спасения, акт веры в благословения Завета. К этой концепции относятся взгляды Кальвина и пресвитериан, которые считают крещение таинством, необходимым для веры и как знак и печать очищения. Кальвин понимает таинство как внешний знак, которым Бог запечатлевает в душах обетования своей доброй воли по отношению к нам, укрепляя тем самым нашу немощную веру. Оно есть свидетельство благодати Божьей по отношению к нам, подтверждённое внешним знаком и получающее ответное удостоверение в почитании Бога людьми. И если рассматривать крещение всего лишь как знак, которым верующие объявляют перед людьми, то можно упустить самое главное в крещении, а именно: принимать крещение вкупе с обетованием, что все уверовавшие и крестившиеся будут спасены.

Согласно третьей концепции, крещение как символ, является внешним признаком или показателем происходящего в верующем внутреннего изменения. Сам обряд не производит в человеке какого-то духовного изменения. Совершается крещение, потому что так повелел Христос. Обряд играет роль публичного свидетельства. Необходимым условием крещения является личная осознанная вера во Христа. Способ обряда может быть различным, но большинство сторонников склоняется к крещению через полное погружение. К этой концепции относятся анабаптисты, которые считают, что крещение не спасает, оно является публичным исповеданием внутренней веры, баптисты, для которых крещение как символ, является внешним признаком или показателем происходящего в верующем внутреннего изменения, Божья заповедь для видимого исполнения, церковное установление. Баптистское вероисповедание 1689 года акцентирует внимание на трёх аспектах значения крещения: союз со Христом; крещение как омытие водой символизирует прощение грехов и нравственное очищение сердец. Для пятидесятников и харизматов крещение – обещание Богу доброй совести и свидетельство, что Христос есть Спаситель.

Итак, теперь необходимо ответить на вопрос кого следует крестить. Традиционно данный спор происходит между сторонниками и противниками крещения детей. Для первой и второй концепции это приемлемо, для третей – нет. Согласно сторонникам первой и второй концепции крещения, обетование дано верующим и их детям, они имеют право быть запечатленными его печатью и получать внешние привилегии церкви так же, как потомки Авраама во времена Ветхого Завета и что Сын Божий допускал малых детей приходить к Нему и, обнимая и благословляя их, сказал: «Таковых есть Царство Небесное». Дети верующих, в силу веры своих родителей, святы до крещения потому их и крестят. А некрещённый младенец подвергается опасности вечного проклятия.

Согласно сторонникам третьей концепции, крещение детей, которые не могут сознательно веровать или сознательно пережить смерть для греха и воскресение для праведности, не имеет никакого значения, тем более, что они наследуют Царство Божие независимо от веры и покаяния. Крещение не является выражением механической теории завета; оно предполагает определенную степень зрелости личности и личного отношения к Богу, Отцу Иисуса Христа. Отношение анабаптистов к детокрещению иллюстрируют следующие слова Леонхарда Шимера: «Итог: водное крещение — это подтверждение внутреннего завета с Богом. Это можно сравнить с человеком, написавшим письмо и желающим запечатать его. Но никто не поставит свою печать, пока не узнает содержания письма. Кто крестит ребенка, запечатывает пустое письмо».

Способ ритуала может быть различным, но большинство сторонников склоняется к крещению через полное погружение. Мартин Лютер и Жан Кальвин считали именно погружение первым значением термина крещение. Отдается на свободное усмотрение крестить ли обливанием, погружением или окроплением, лишь бы только употреблялась вода, и крещение совершалось во имя триединого Бога: «Крещается во имя Отца, Сына и Святого Духа», кроме бранхамитов, которые утверждают, что крещением по формуле «во имя Отца и Сына и Святого Духа» не был крещен ни один человек в Библии, но начиная со дня Пятидесятницы все апостолы крестили «во имя Господа Иисуса Христа», понимая поручение Божье, что «имя Отца и Сына и Святого Духа» и есть «Господь Иисус Христос».

Итак, крещение – это таинство, пророчески предвозвещенное и преобразованное в Ветхом Завете и непосредственно предуготованное крещением, совершавшимся Иоанном Предтечей, было установлено Иисусом Христом. Это важнейший ритуал, который используется почти всеми христианскими церквями, обряд вхождения в христианское братство. Понимание крещения в христианских церквях не является одинаковым, в зависимости от понимания смысла ритуала крещения, оно принимает различные формы и способы.

Марина Мирошниченко