Антична філософія, Історія філософії        05 Вересня 2016        202         Прокоментуй!

Несколько слов о человеке в европейской философии

Философия не сразу стала задаваться вопросом: “что такое человек”. Сначала стремились выяснить, с чего всё началось – решительно всё, весь мир. Но довольно скоро философы взглянули на самих себя, вспомнили, что они люди, и поняли, что с этим нужно что-то делать. Точнее, что-то мыслить. И понеслось.
Начало положил Протагор своей знаменитой фразой: “Человек есть мера всех вещей”. В античном мире природа – это космос, образец порядка и совершенства, а человек всего лишь её часть, элемент, растворённый во всеобщем единстве.

fili

С подходом Протагора мир начинает обретать человеческое измерение. Теперь законы человеческой природы, а не космические порядки, становятся фундаментом совместной жизни людей.Разбираться в самой человеческой природе стал уже Сократ. Его всерьёз взволновал девиз: “Познай самого себя”, начертанный на Дельфийском храме: он cподвигнул Сократа на размышления и определил его философский интерес – внутренний мир человека. Сократ заложил основы этики в европейской культуре: жизнь стала опираться на такие нравственные ценности, как добродетель, честность и справедливость.

Любишь читать философские книги в интернете? У тебя есть стационарный компьютер, который постоянно глючит и страшно нагревается?

Тогда именно тебе необходимо купить блок питания в лучшем интернет маркете электроники MOYO. Заходи по этой ссылке, http://moyo.ua/comp-and-periphery/bloki-pitaniya/  сделай чтобы твой комп не глючил, и можешь философствовать и дальше.
Христианство разворачивает идею внутреннего мира до вселенских масштабов. Отчётливым становится противопоставление души и тела. В средневековье природа теряет своё значение в глазах мыслителей, уступая дорогу образам иного, божественного мира. Плоть греховна и должна быть побеждена, а путь к спасению через страдания лежит.
Эпоха Возрождения переосмыслила античные идеалы: мыслители словно бы опускаются с небес на землю. Они возвращаются к природе, к античному космосу, но уже через призму христианского мировоззрения. Материальный мир также создан Богом, и это его оправдывает. Более того, мир становится объектом исследования.
Человек же в эпоху Возрождения обретает новую высоту. Теперь его плоть не греховна, он способен на всё, он индивидуален и незаменим. Человек становится центром Вселенной.
Курс на познание, взятый на взлёте интереса к античности, закономерно приводит к эпохе рациональности – Новому времени. Способность мыслить полагается высшим началом в человеке, благодаря ей можно победить страсти и действовать разумно. Становление естественнонаучного подхода формирует новый, биологический и эволюционный образ человека.
Пафос разумности, впрочем, начал исчезать на исходе 19 века, рассыпавшись окончательно с Первой мировой войной. Оказалось, далеко не всегда человек поступает рационально: порой его обуревают совсем нерассудочные порывы. Лучше всего это раскрыл Зигмунд Фрейд в теории психоанализа. По Фрейду, разум – это лишь тонкая плёнка над бездной бессознательного, он не способен окончательно обуздать животные страсти.
С тех пор человека любят искать где-то на грани. Психоанализ искал человека на грани сознания и бессознательного, экзистенциализм – в“пограничных ситуациях”, где человек оказывается перед угрозой своей жизни, структуралисты – на пересечении множества социальных структур. Вместе с тем, бурное развитие смежных наук – психологии, этнографии, медицины, социологии, генной инженерии – ставит перед учёными всё больше “человеческих” вопросов. Главный вопрос наступившего века – что такое сознание. Можно ли сознательное существо назвать человеком? Каждого ли человека можно назвать сознательным существом? С развитием информационных технологий и становлением принципов искусственного интеллекта эта проблема всё большую актуальность обретает.

Алексей Д

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Пошук
Рубрики
Ми у Facebook