Этимология термина «секта».

sektaИтак, разберемся с самыми основами, без ясного понимания которых немыслимо дальнейшее понимание и развитие этого понимания в данной теме.

Обратимся к значению слова «секта» из словаря латыни, поскольку слово «секта» – это латынь.

Се́кта – лат. secta — школа, путь, учение, направление, от лат. sequor, sequi — следую, следовать.

В латыни слово secta имело следующие значения:

1. путь, правило, метод, образ действия, мыслей или жизни;

2. учение, направление, школа, община. Видим, что слово не несет в себе никакой отрицательной смысловой нагрузки.

Именно это понимание можно встретить в древнеримской литературе и в трудах христианских апологетов. Вот лишь некоторые примеры:                                                    Слово «секта» в древнеримской литературе.

Древнеримский философ и ритор Цицерон называл сторонников Марка Антония сектантами, также использовал слово секта по отношению к философским школам. «Потому я и одобряю, мой Брут, что ты избрал себе в наставники ту школу философов, в учениях и предписаниях которой философское рассуждение соединяется с приятным и обильным красноречием». Оригинальный текст (лат.) – Quo magis tuum, Brute, iudicium probo, qui eorum [id est ex vetere Academia] philosophorum sectam secutus es, quorum in doctrina atque praeceptis disserendi ratio coniungitur cum suavitate dicendi et copia. Древнеримский философ и поэт Сенека в своём произведении «Нравственные письма к Луцилию» или «Письма к Луцилию» (лат. Epistulae morales ad Lucilium) сектой, в смысле философской школы, называл школу стоиков, к которой сам же и принадлежал, а также, в значении медицинского сообщества, говорил о «секте Гиппократа» и «секте Асклепиада» и «секте Темисона»: Письмо LXXXIII: «…Зенон, великий муж основатель нашей школы, столь стойкой и незапятнанной, хочет отпугнуть нас от пьянства…»

Оригинальный текст (лат.) – Liber LXXXIII: «…Vult nos ab ebrietate deterrere Zenon, vir maximus, huius sectae fortissimae ac sanctissimae conditor…»

Письмо XCV: «…Поэтому у Гиппократа — своя школа, у Асклепиада — своя, и своя — у Темисона…»

Оригинальный текст (лат.) – Liber XCV: «…Itaque alia est Hippocratis secta, alia Asclepiadis, alia Themisonis…»

 Слово «секта» в трудах христианских апологетов.

 Христианский апологет III века Тертуллиан в «Апологетике (Апологии)» (лат. «Apologeticus»):

I. Если вам, представители римской власти, председательствующим на открытом и высоком месте, почти на самой вершине государства для того, чтобы производить суд, не дозволено явно разбирать и лично исследовать, в чем собственно состоит дело христиан; если относительно этого только одного дела ваша власть или боится или стыдится публично производить дознания по строгим правилам справедливости; если, наконец, что случилось весьма недавно, ненависть к этой секте, чрезмерно деятельная в домашних судах, заграждает путь к защите: то да позволено будет истине дойти до ваших ушей, по крайней мере, тайным путем беззвучных букв…

Оригинальный текст (лат.) – I.Si non licet vobis, Romani imperii antistites, in aperto et edito, in ipso fere vertice civitatis praesidentibus ad iudicandum palam dispicere et coram examinare, quid sit liquido in causa Christianorum, si ad hanc solam speciem auctoritas vestra de iustitiae diligentia in publico aut timet aut erubescit inquirere, si denique, quod proxime accidit, domesticis iudiciis nimis operata infestatio sectae huius obstruit defensioni: liceat veritati vel occulta via tacitarum litterarum ad aures vestras pervenire

XL …Иудейскую толпу из Египта ещё не приняла Палестина, и родоначальник христианской секты ещё не поселился там, когда пограничные ей города, Содом и Гоммору, попалил небесный огонь. …

Оригинальный текст (лат.) – XL. Nondum Iudaeum ab Aegypto examen Palaestina susceperat, nec iam illic Christianae sectae origo consederat, cum regiones adfines eius, Sodoma et Gomorra, igneus imber exussit. Olet adhuc incendio terra, et si qua illic arborum poma, conantur oculis tenus, ceterum contacta cinerescunt.

В «К язычникам» (лат. «Ad nationes»)

V. …Произведите тщательное следствие над нашей сектой, которой приписываются различные пороки…

Оригинальный текст (лат.) – V.Quaerite sectam cui malitiae deputatur.

Итак, есть вполне ясное определение и понимание слова «секта» в его изначальном смысле, варианте, и именно в таком виде можно обнаружить его даже в трудах ранних христиан. А теперь посмотрим на вольное толкование современников. Как известно, если человек приписывает событию, слову, чему-то или кому-то еще иной смысл, не соответствующий реальности, изначальной природе, то это указывает на его невежество или намеренное искажение фактов ради достижения корыстных целей. Пример. Если кто-то день назовет ночью, верблюда – черепахой, себя – Наполеоном, и под железом будет понимать глину и учить этому других, стоит забеспокоиться о здоровье рассудка такого человека и подумать о необходимости сколь-нибудь серьезно воспринимать подобные учения. Почему «Наполеонов» лечат, а на выдумщиков терминов, дающих ложные толкования словам, процессам и т.п., на основе которых они ведут свою деструктивную деятельность, почти никто не обращает внимания, да еще и дают им ученые степени?

Теперь же посмотрим, что говорят различные современники по поводу значения слова «секта» и зависимых от нее понятий.

СЕКТА – Толковый словарь Ожегова:

1. Религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее. 2.Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неодобр.).

Религиоведы, социологи религии:

Секта — это общество спасённых, стремящихся отделиться и отгородиться от внешнего мира… Секта — союз людей, получивших высшую религиозную аттестацию

— Макс Вебер Избранные произведения. М., 1990.

Секта — это объединение лиц, отделившееся от какого-либо вероучения, либо возникшее на основе принятия самостоятельной доктрины или религиозно-мистического опыта отдельной личности; использующее совокупность специфических вероучительных представлений и культовой практики в качестве инструмента воздействия на людей; как правило, осуществляющее свою деятельность в противостоянии основным религиозным традициям страны.

— Воробьева И. Б. кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистического обеспечения расследования преступлений Саратовской государственная академия права. Термин «секта» и его использование в юриспруденции // Вестник Саратовской государственной академии права: научный журнал. – 2010. – № 3 (73). – C. 160-164

Новейший словарь религиоведения

Секта (лат. secta — образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление; также используется более нейтральный термин «культ» — англ. cult, от лат. cultus) — это вероисповедная группа, которая возникает как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, как правило, господствующим религиозным направлениям. Для сект (особенно в начальный период их существования) характерны радикализм учения, проповедь собственной исключительности и единоспасающей силы своего учения, настроения избранности, резкое противопоставление себя другим религиозным направлениям и внешнему миру… Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные типы религиозных объединений… В литературе термин «секта» часто без достаточных оснований применяется к другим типам религиозных объединений лишь потому, что они противопоставляют себя наиболее массовой церкви, хотя сами исторические церкви могут иметь значительное количество сектантских черт (например, уверенность в единоспасающей силе своей религиозной организации, свою субкультуру, проявлять нетерпимость и т. п.).

— Новейший словарь религиоведения. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

А. Л. Дворкин: «секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона».

Дворкин также ссылается на то, что слово «секта» происходит от слова sequi и, по его мнению, вдруг начинает означать «разделять, отделяться», хотя в словаре латыни совершенно иное значение – «следовать». В действительности, строго говоря, его определение секты имеет серьезный изъян. Такое определение не дает и шанса никому «извне» на жизнь, т.е. мы наблюдаем высшую форму тоталитарности, с которой борется Дворкин. Выходит, он борется сам с собой? И в таком случае, какой вообще смысл с кем-либо бороться, писать труды по сектам, имея подобное определение? Все это нелогично, ведь инакомыслящие обречены заранее, по определению. Другими словами, данное определение можно выразить иначе, на простом языке: «Все, кто пришел в нашу песочницу после нас – плохие. Кто первый, тот и прав». Схожее определение дает и РПЦ: все, что против РПЦ, есть секта. Речь даже не идет о том, что против Христа.

Выходит, даже верный последователь заповедей Христа и его учения, но противник каких-либо идей РПЦ, будет сектантом. Это дает понимание того, что РПЦ ставит себя выше самого Христа. Более длительное пребывание в «песочнице» не указывает на правильность, высшее знание. Так, ученик некой школы может просидеть за партой десять лет. Означает ли это, что новый учитель, пришедший в школу и не просидевший в ней эти же 10 лет, не достоин в ней быть, его познания ниже познания такого ученика, что он просто сектант? Даже другой ученик, из другой школы, но того же десятого класса, новый для этой школы, территории, будет сектантом? По таким вот определениям – да. Знание имеет природу расширения. Утверждение, что нечто новое есть сектанство, и есть сектанство, ограниченность, подавление мышления. И. А. Глухов, доцент Московской духовной академии: «секта — такое отделившееся от единства Русской Православной Церкви, её учения и обрядов религиозное общество, которое имеет особое, отличное от неё учение, богослужение и устройство и живет отдельной, самостоятельной жизнью, стараясь осуществить в своей замкнутой среде свои религиозные идеалы».

В. М. Чернышёв, доцент Киевской духовной академии, придерживается такого же определения: «секта — такое отделившееся от единства Православной Церкви религиозное общество, которое имеет особое, отличное от неё учение, богослужение, устройство и живет отдельной самостоятельной жизнью, стремясь осуществить в своей замкнутой среде религиозные идеалы»

Тоталитарная секта — особый тип религиозной или псевдорелигиозной организации, деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья граждан и существующей в форме религиозной, психотерапевтической, научно-познавательной, культурологической, общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации. Для тоталитарных сект характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации (в т.ч. финансовая и духовная жизнь).

Деструктивные религиозные организации (объединения), тоталитарные секты — это социально-институциональные новообразования современной религии, деятельность которых содержит элементы психического и (или) физического насилия, действующие в оппозиции к традиционной религиозности и в разной степени разрушительно по отношению к естественному, гармоничному состоянию личности, а также к созидательным общественным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре и т. п.

Деструктивный культ, деструктивная секта (англ. Destructive cult) или секта-убийца — термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, неорелигиозным и другим группам и организациям, причинившим (причиняющим) вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения такого вреда. Большая энциклопедия «Терра» рассматривает данное понятие как крайнюю форму тоталитарной секты, когда подобные секты обвиняются в доведении до самоубийства и убийствах людей.

Признаки деструктивного культа.

Согласно определению, принятому в антикультовом движении, деструктивный культ — это группа или движение, демонстрирующая значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи и использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение тела, применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого повиновения, мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.), предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной организации, их семей или общества… Как общий признак деструктивных сект отмечается их конфронтация с традиционными религиозными воззрениями и вероучениями, и церквами и сектами.

А.Л.Дворкин о тоталитарной секте. «Это своего рода авторитарная организация, которая направлена на власть и деньги для ближайшего окружения, прикрывается различными масками, совсем не обязательно религиозными, может быть политическими, может быть психологическими, может какими-либо другими, для которых характерны обман при вербовке, контролирование сознания членов, эксплуатация своих членов их жизни, подавление воли человека, изменение его сознания и т. д. и т. п.».

Если в математике при расчетах, даже самых сложных и занимающих много места, в самом начале допускается ошибка, на все остальные расчеты и вывод ни один учитель или ученый математик не посмотрит, тут же сделав заключение, что все уравнение, все расчеты не верны, какими бы они ни были грамотными или учеными далее, после ошибки. Ведь все, что сделано на основе ошибки, случайной или преднамеренной, т.е. обмане, ошибочно по определению и не может содержать созидательной энергии, будет обречено на поражение, провал. Это аксиома. Точно так же и в нашем случае, в общем-то, можно далее ничего не разбирать, если мы по-настоящему ученые люди и наш разум силен в этой области, поскольку мы видим изначальную ошибку в подмене понятия секта. К примеру, если кто-то будет описывать стол как светильник, на этом строить дальнейшие суждения и практику, это, вне всяких сомнений, приведет только к проблемам и не даст нужного положительного результата. Однако большинство людей не обладает глубоким пониманием подобного рода, и им требуется дополнительное разъяснение.

Поскольку в России достаточно солидным, если не сказать более, – главным – лицом в вопросе сектоведения и борьбы с сектантами, особенно от лица РПЦ, является А.Л. Дворкин, а также инициатором этого движения сектоборчества является РПЦ, то за основу дальнейших рассуждений возьму определения Дворкина и некоторые факты его жизни, слова и высказывания официальных лиц и представителей РПЦ. Однако и иные определения тоже будут задействованы.

Алексей Майоров