Друиды – их история и культура

ruid_fotoИз сохранившихся немногочисленных источников древности следует, что друиды, прежде всего, были представителями религиозного культа тех времен. А поскольку религиозная каста была самой образованной, культурной элитой, они были еще и историками и поэтами. Упоминания о них в греко-римских записях относят к периоду 4 в. до н.э. и позднее.

Жертвоприношение у друидов, как у древне языческих  дохристианских служителей культа, было развито вплоть до человеческого и даже до каннибализма. Это следует из раскопок на территории Великобритании, в графствах Глостершир и Чешир («человек из Линдоу»). Благодаря торфяному болоту ученые получили сенсационную находку, датируемую приблизительно серединой 1 века н.э. В это время Римская империя завоевывала Британские острова. Характерным признаком друидов послужила пыльца растения омелы, которую они считали священной, используя ее в жертвоприношениях и в лекарственных целях. Но принесение в жертву животных было боле развито, и сочеталось с лунными циклами и праздниками в честь своих богов. По свидетельствам Гая Юлия Цезаря, под предводительством которого и завоевывались кельтские племена,  друиды  верили, что без человеческих жертв нельзя рассчитывать на милость богов.

Исходя из записок древних историков Лукиана, Тацита и Диодора Сицилийского, друиды почитали множество богов, но никак не одного. Все что отличало их от римской религии, так это представление о бессмертии души и многочисленные суеверия. Не сохранилось ни одного полного представления о веровании друидов. Они обладали практическими знаниями о движении звезд, луны и солнца, но это не говорит о чем выдающемся. Примитивные племена с островов Борнео и Ява также имеют жрецов-астрономов, которые занимаются движением звезд и исчислением времени. Но друиды ничем особенным в астрономии не примечательны, лишь по свидетельствам Плиния и Цезаря, у них был лунный год, а исчисления велись не днями, а ночами. Не сохранилось ни одного  доказательства, что друиды обладали письменностью. Скорее наоборот, принято считать, что их учение передавалось именно устно, дабы ограничить круг учеников. Их письменность, скорее всего, не продвинулась дальше трудоемкого письма на камне и дереве. Тем не менее, они были философами и наставляли не только народ, но и давали советы королям. До появления римских школ, они пользовались репутацией образованных людей, обладая влиянием на общественное мнение, а значит и властью.

druid

Итог господства и правления кельтских друидов был описан Тацитом. Описывая атаку римского наместника Паулина на крепость друидов на Англси в 61 году н. э. Он описывает, как на берегу стояло вооруженное вражеское войско в полной амуниции. Оно состояло из женщин, похожих на фурий, в траурных одеждах  и с распущенными волосами. Друиды, будучи тут же, с воздетыми к небу руками возносили к своим богам молитвы и исторгали проклятия в сторону врага, а женщины держали в руках горящие факелы. Это зрелище потрясло римских воинов, и они, словно окаменев, подставляли себя под сыплющиеся на них удары. Наконец, придя в себя и услышав своего полководца, они устремились на противника, и отбросили его, оттеснив сопротивляющихся к пламени их собственных факелов. После этого, на территории побежденных размещают римский гарнизон, вырубив священные рощи, предназначавшиеся для отправления свирепых суеверных обрядов: ведь у них считалось священным омывать кровью пленных жертвенники богов, ожидая их указаний, обращаться к человеческим внутренностям».

С появлением христианской религии  у бриттов и ирландцев, друиды потеряли свое повсеместное влияние. Они переродились в лесных знахарей, магов и колдунов, поскольку святилища их располагались в лесах средней Европы. Само собой они перестали быть популярными и влиятельными в обществе, поскольку церковь резко осуждает колдовство и поныне. Но свидетельства об их существовании то и дело мелькают в более поздних исторических хрониках. Позднее в литературе английского романтизма существовал собирательный образ магического жреца леса, эдакого просвещенного «дикаря», окруженного тайной и живущего в абсолютной гармонии с природой в глухом лесу.

В наше время в 1909 году сформировалось неодруидское общество. 2 октября Британская комиссия по делам благотворительности признала поклонение неодруидов божествам природы официальной религией. Тысячи британцев сегодня причисляют себя к друидам, исповедуя эти верования, подражая магическим обрядам и праздникам. Существует также и Реформистские Друиды Северной Америки. Американский праздник Хэллоуин также имеет кельтские корни.

Алексей Данческу